Календарь Смены

опубликовано в номере №492, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советская Армия нанесла гитлеровцам решительное поражение. Па четвёртый день наши части, наступавшие с севера, соединились с войсками, двигавшимися с юга. Кольцо вокруг немецкой группировки замкнулось. Фланги немецко - фашистских войск на Сталинградском направлении были разбиты наголову. Главные силы противника пол Сталинградом численностью в 330 тысяч человек попали в мешок, из которого им уже не удалось выбраться.

Эта блестящая операция, представляющая собой венец военного искусства, была разработана и осуществлена под руководством и по плану товарища Сталина.

«Гомер XX века»

Великий народный поэт Дагестана Сулейман Стальский не писал своих стихотворений: он был сказителем - ашугом. В горах Дагестана эхо, подхватывая долетающие до скал и ущелий звуки, во много раз усиливает их, и человеческий голос разносится по громадной территории. Произведения молодого Стальского были подобны этому эхо: стоны и жалобы бедняков, угнетаемых помещиками и их прислужниками, превращались ашугом в песни. Эти песни разносились по всему Дагестану, и звали людей к сопротивлению, к борьбе.

Такие произведения Стальского, как «Старшина», «Муллы», «Судьи» и многие другие, не могли не найти отклика в сердцах тружеников гор, потому что автор был их кровным братом, таким же бедняком, как и они, и на самом себе испытал всю тяжесть рабской зависимости от «сильных мира сего».

Сулейман Стальский ещё в детстве познал горечь раннего сиротства. Мачеха его была злая, коварная женщина. С тринадцати лет Сулейман стал батрачить. Он был неграмотен, но природный ум помогал ему изучать окружающее и делать правильные выводы из наблюдений. А наблюдать Сулейман любил и умел. Стремление к новым впечатлениям, которых жаждала его поэтическая душа, гнало будущего ашуга всё вперёд и вперёд. Он дробил твёрдую, словно камень, землю на виноградниках Дербента, изнемогал от малярии на плантациях знойной Гянджи, добывал нефть в Баку, строил плотины через Сыр - Дарью...

В родной аул вернулся не прежний Сулейман: это был уже вполне сложившийся человек, пробудившийся поэтический дар которого не угасал до самой его смерти.

Расцвет творчества Стальского начался при советской власти, хотя поэту тогда уже было за пятьдесят. Певец народного горя и гнева стал певцом радости и счастья:

«Берусь я вновь за песни - рьян,

Пою рабочих и крестьян.

И снова молод Сулейман:

Мне Горький почести воздал».

Горький назвал народного поэта Дагестана «Гомером XX века». «Вторая молодость» поэта, вдохновлённого новой жизнью, начавшейся я для его народа и для всех народов необъятного Союза, позволила ему создать такие замечательные произведения, как «Песня о товарище Сталине». «Дагестан», «Я буду петь большевиков», «Думы о родине», «Песня о Красной Армии».

Сулейман Стальский. как поэт, удостоился великих почестей: звания народного поэта Дагестана, ордена Ленина, всесоюзной известности. Произведения его будут жить в веках, заботливо сохранённые народами СССР.

Великий народный поэт Дагестана Сулейман Стальский родился в 1869 году в маленьком глухом селении в горах Дагестана, в ауле Ашага - Сгаль. Умер Стальский десять лет назад - 23 ноября 1937 года.

Великий художник

К знаменитому художнику Брюллову за советом пришёл со своими рисунками гвардейский офицер Павел Андреевич Федотов.

Брюллов сразу отметил талантливость Федотова, но откровенно указал, что ему поздновато начинать овладевать сложной живописной техникой и вряд ли ради эфемерной надежды на успех стоит ломать сложившуюся жизнь и начинать всё строить сызнова. Федотов не побоялся ничего. И уже вскоре Брюллов должен был сделать признание: «Я от вас ждал - всегда ждал, но вы меня обогнали!...»

Федотов открыл новую страницу в истории русской живописи. Он первый показал художникам дорогу и мир жестокой правды действительности и научил изображать жизнь без всяких прикрас. Перед картинами Федотова зрители замирали, поражённые яркостью характеристик персонажей. необыкновенной игрой каждого предмета.

Картина Федотова «Сватовство майора» имела потрясающий успех, хотя, конечно, далеко не все понимали и могли оценить социальный смысл этого произведения. В мирке. куда проник критический взор художника, всё продажно: майор женится на деньгах невесты, купец продаёт дочь из - за «чести» породниться с человеком «благородного» происхождении.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены