Юная Польша

В Полторацкий| опубликовано в номере №492, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В польском городе Кракове, на высоком холме над Вислой, стоит старинный собор. Тёмно - серые стены его покрыты мелкими морщинами трещин. По каменным плитам двора в тени кряжистых деревьев ходит монах в длиной чёрной сутане. У него хищный, горбатый нос и тонкие, злые губы. В руках его снуют янтарные чётки.

Под сводами собора гробницы Пясток, Ягеллонов, Собесских, Понятовских - королей польских. На стенах полустёртые надписи.

Рядом с собором замок. Просторные залы. В этих залах гремела мазурка и густое вино, расплёснутое неверной рукой, текло на пол. Со стен глядят портреты надменных вельмож и лукавые лица женщин. Всюду бархат портьер, резное дерево, позолота и мрамор. Старина. Может быть, это и есть Польша?

- Если бы попросили меня: покажите нам Польшу, я бы не показал вам на них, - сказал мне известный польский писатель.

Это было в разрушенной, разбитой Варшаве. Мы стояли на улице против груды камней. Несколько десятков молодых людей разбирали камни, вытаскивали перекрученные силой взрыва железные балки, дробили щебень, месили глину и известь и заново строили дом. Там и здесь уже поднимались новые стены. Строители работали горячо, помогая друг другу.

- Да, да, - продолжал писатель, - я не повёл бы вас в старинные замки, не стал бы показывать средневековые узкие улицы, прах королей и трещины древних соборов. Вы хотите увидеть Польшу? Смотрите, вот она! - и он указал рукою на молодых строителей, клавших стены нового дома.

Польский народ вынес много страданий. И особенно большие страдания выпали на долю молодого поколения. Юноши и девушки, которым сейчас по семнадцать, восемнадцать, девятнадцать лет, были совсем детьми, когда гитлеровская Германия оккупировала страну.

И до войны тяжко жилось трудящимся Польши. Польские помещики, фабриканты, государственные чиновники угнетали, разоряли простых людей. А в 1939 году, когда гитлеровцы напали на Польшу и установили там свой захватнический режим, гнёт стал и вовсе невыносимым.

Захватчики стремились вытравить всё польское. Закрывались польские школы. Запрещались польские песни. Даже июльские национальные платья рассматривались как протест против «нового порядка», и поэтому ношение их жесточайше преследовалось. Немцы превращали польский народ в народ рабов.

Какие надежды, какие перспективы могли быть тогда у польской молодёжи? Ведь все пути ей были заказаны, отрезаны, запрещены!

А надежды были! Они родились, когда в смертельную схватку с полчищами Гитлера вступило могучее советское государство, и росли по мере того, как нарастала сила ударов Советской Армии по немецкой военной машине.

В оккупированной немцами Польше стало шириться движение сопротивления. Первая польская армия, созданная и оснащённая при дружеской поддержке Советского Союза, бок о бок с советскими армиями дралась против немецких захватчиков за освобождение своей родины. В Польше создавались партизанские отряды, группы сопротивления. Трудящаяся молодёжь была в первых рядах борцов за национальную независимость. Ещё в подполье, в условиях оккупации, террора и гнёта, начал выходить польский молодёжный журнал «Валка младых» («Борьба молодых»), призывавший польских патриотов к борьбе против фашистских захватчиков. Но внутри самой Польши и в Лондоне, где гнездилось старое, реакционное польское правительство, было немало предателей. По вине их погибли сотни тысяч честных поляков. Предатели, мечтавшие о сохранении в Польше фашистского режима, мешали борьбе патриотов.

Полное освобождение польскому народу, как и народам других стран Европы, принесла Советская Армия, разбившая гитлеровскую военную машину.

В 1945 году в Польше по воле народа было создано временное демократическое правительство. Те, кто был в Варшаве в конце июня - июле 1945 года, помнят, как восторженно встречала молодёжь деятелей новой, демократической Польши. Советский журналист Д. Заславский писал тогда: «Странным это покажется, но у разрушенной Варшавы праздничный вид. Много красных знамён и плакатов. Разъезжают грузовики, набитые молодёжью в синих и белых блузах с красными галстуками. Белые - это молодёжь Польской рабочей партии, синие - молодёжь Польской партии социалистов. Они кричат: «Hex жие едносць народова!», «Hex жие жонд едносци народовой», «Hex живо червона армия!».

Демократические партии Польши, возглавившие народное движение за создание сильного, самостоятельного и подлинно демократического польского государства, провели ряд прогрессивных мероприятий в хозяйственной и политической жизни страны. Осуществлена земельная реформа, направленная на улучшение положения крестьянских масс, проведена национализация банков, а также крупных и части средних промышленных предприятий. Польская армия, представлявшая собой в прежние, довоенные времена опору самой жестокой реакции, перестроена и стала теперь детищем народа. Государственный аппарат в значительной степени подвергся чистке от профашистских элементов и взяточников.

Эти мероприятия открыли для польской молодежи новые, широкие горизонты.

В Лодзи, одном из крупнейших промышленных городов Польши, я познакомился с молодым рабочим Ярославом Брацлавским. Ему девятнадцать лет. У него серые живые глаза и крепкие руки.

Ярослав работает на шерстяной фабрике.

- О, теперь бардзо ладно работать! - говорил он. - Я стал человеком. Я работаю, я учусь. Знаете, в детстве мне почти не пришлось учиться. Мой отец был простым батраком, а сын батрака мог оставаться безграмотным. Старое правительство говорило: «Чем меньше грамотных, тем спокойнее в государстве». Наше же правительство говорит нам: «Чем больше грамотных, тем сильней будет Польша. Учитесь!».

- В Лодзи, - продолжал рассказывать Ярослав, - уже открыто около ста пятидесяти начальных школ и тридцать четыре гимназии. У нас есть даже вечерний университет для рабочих. Многие из юношей и девушек нашей фабрики состоят в Союзе борьбы молодых. У нас есть клубы, читальни...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены