Как я научился летать

Р Стронг| опубликовано в номере №262, октябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Выключено? - спрашивает техник и, получив ответ, начинает крутить винт (пропеллер). Автомобильный мотор и то трудно провертывать, а здесь - стосильный...

Техник вращает винт, и слышится, как мотор сосет. Это бензин поступает из баков через карбюратор в цилиндры. Когда поршни идут из верхней, мертвой точки в нижнюю, т.е. уходят от головки цилиндров, камера сжатия увеличивается, создается разряжение как в насосе и тут открывается клапан впуска. Через него стремительно бьет бензин. Коленчатый вал повернулся, и поршень идет в «верхнюю мертвую точку». Смесь сжимается. Теперь стоит ее поджечь, и получится взрыв паров бензина - «рабочий ход»..

- Контакт! - кричит техник.

- Есть контакт... От винта, - отвечает летчик и вращает пусковое магнето.

Мотор сначала как будто чихнул, выплюнул несколько клубов дыма и забулькал на малых оборотах.

Один из 8 человек (летная группа) сел в заднюю кабинку - и зависть появилась на лицах оставшихся: «По - - чему не я первый?» Мотор сильнее застучал, и винт скрылся из глаз, точно растаял. Возник призрачный сероватый круг. Сейчас я знаю, что глаз человека не способен фиксировать больше семи движений в секунду (по этому принципу работает и кино), а винт даже на малых скоростях делает 8 оборотов в секунду. Мотор «М - 11», стоящий на «У - 2» (учебный самолет), развивает до 1700 оборотов в минуту, а это будет 28 оборотов в секунду.

Машина тронулась с места, немного пробежала и полетела. Мы, 7 учлетов и техник, остались на старте. Самолет - объект наших обожании и любви - удалился...

В течение года мы постигли в школе массу сложных наук... «Самолеты», «моторы»... Буквально по гаечке, по шплинтику разбирали мотор и самолет. «Аэронавигация» - дисциплина, разрабатывающая методы вождения самолета...

«Теория авиации»... Изучая эту науку, мы узнали, что крылья самолета благодаря быстрому движению (тянет винт) встречают сильное сопротивление воздуха. Снизу крыльев получается давление воздуха, а сверху - разрежение. Возникает подъемная сила, и самолет, весом в одну тонну и больше, идет вверх.

Теперь все понятно, а вот раньше всему удивлялся: как это фюзеляж (корпус самолета), склеенный из лучинок сосны и липы, распаленный проволокой как струнами и обтянутый «перкалем», не развалится в полете? Много недоумений вызывало устрой - с: во крыла. Через всю длину его проходят два лонжерона (полых бруска), к ним прикрепляются нервюры (тоненькие перекладинки с вырезами внутри). Для чего нервюры? А, оказывается, скрепляют лонжероны и прядают каплевидную форму крылу, чтобы было меньшее сопротивление воздуха...

Подошла моя очередь летать.

- Готовы? - спрашивает инструктор.

- Готов, - отвечаю я, а сам еще не успел привязаться: замок - паук никак не схватывает концы.

Мотор прибавил оборотов, винт скрылся из глаз, и в лицо хлынул воздух. Я плотнее сжал губы, чтобы не захлебнуться. Самолет тронулся с места и побежал.

Ощущение как на качелях: кажется, что внутренности пристают к спине. Земля оторвалась моментально и пошла быстро вниз. С высоты 300 метров аэродром казался миниатюрным. Дороги выглядели черточками, заболоченные места - пятнами, а строения - коробочками.

Самолет несколько раз становился на одно крыло и точно замирал на месте. Это были развороты. Скорость на большой высоте плохо ощутима.

От радости, что лечу, толком я ничего не разглядел с самолета. Перед глазами появилось столько объектов, что я как ошпаренный нагибался то за один борт, то за другой. Хотел все разглядеть, узнать, определить, суммировать... Но мотор стих, и зеленый ковер аэродрома так скоро разостлался под шасси, что все домики, дорожки и электропаутинки убежали под хвост самолета.

Один миг земля быстро проносилась под самолетом на расстоянии двух - трех метров, ни приближаясь, ни отдаляясь: как будто бы смотришь с крыши курьерского на полном ходу между вагонами. В пустотелых крыльях загудели вдруг колеса, и машина, покачиваясь, поплыла по травянистому лугу как утка.

Почему сели у знака «Т», правильно это или неправильно, тогда я этого не понимал. Однако я догадался, что посадка была сделана безукоризненно, так как приземления самолета не почувствовал.

Второй полет - мой. Собственно, так сказал инструктор. На самом же деле я только держался за ручку. Ручка - рычаг управления, при помощи которого самолет направляется вверх носом (ручку тянут на себя) и вниз носом (ручка дается от себя). Наклонение ручки влево или вправо дает соответственный наклон самолета.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Художники Франции XIX века

Музей новой западной живописи