Как стать Эйнштейном

Ирина Радунская| опубликовано в номере №919, сентябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Когда я начал заниматься физикой, - рассказывает Тамм, - было всего два элементарных «нирпича» мироздания - электрон и протон, а все явления природы объяснялись действием только двух сил - тяготения и электромагнитных. Просто, ясно и хорошо. Но скоро эта идиллическая картина стала нарушаться.

- Для меня электрон является частицей, которая в заданный момент времени находится в определенной точке пространства, и если у меня возникла идея, что в следующий момент частица вообще находится где-то, то я должен подумать о ее траектории, которая является линией в пространстве. Картина, которую я хочу создать себе о явлениях, должна быть совершенно четной и определенной, - печально говорил на Брюссельском конгрессе в конце 1927 года патриарх физиков, один из последних классиков, Лорентц. В его сознании не укладывались абстрактные построения, которыми так увлекались молодые.

Но Бору и его последователям неопределенность поведения частиц не казалась ни недопустимой, ни странной. Они видели в этом признак принципиально иной сущности микромира, принципиально иной сферы познания. Точка зрения, которую «боровцы» закрепили на Брюссельском конгрессе, восторжествовала на все последующее время.

В этом соку и «варились» два физика более молодого поколения - де Бройль и Тамм. Они много ломали головы над новой теорией, которая бы разрешила сомнения старой. Их пути в физике очень интересны, но они различны. «Вскормленные» на одном и том же научном «корме», сегодня они придерживаются противоположных мнений. Их мозг из одних и тех же предпосылок делает диаметрально противоположные выводы.

Де Бройль считает, что траектория, как истинный путь частиц, существует.

- Кто смог бы, - говорит он с надеждой, - с абсолютной уверенностью утверждать, что квантовая физика не возвратится в один прекрасный день после ряда блужданий к представлениям объективности, поборником которых до самой своей смерти остался Лорентц?

Тамм абсолютно убежден в противном.

- Есть все основания думать, что одновременное точное определение всех трех координат положения частицы принципиально невозможно. - И подчеркивает: - Целый ряд обстоятельств приводит к убеждению (разделяемому всеми или большинством, в частности и мною), что в физике элементарных частиц необходимо углубление принципа неопределенности.

Видите, даже «необходимо углубление»! И добавляет:

- Сейчас еще неизвестно, в каком направлении пойдет развитие физики элементарных частиц: у каждого работающего в этой области есть своя излюбленная дорожка. Может оказаться - это бывает в истории науки, - что направления, которые кажутся сейчас различными, синтезируются в единую общую картину.

И в этом сказывается смысл и сила человеческих индивидуальностей. Продвигаясь в разных направлениях, они способствуют выработке единой картины мира. Опровергая, обогащая, дополняя друг друга, они открывают человечеству мир во всем его разнообразии и сложности.

Как же воспитывается человеческая индивидуальность? Как возникают мощные интеллекты? Одни скажут: их воспитывает школа, они появляются благодаря современной системе образования. Но другие возразят: не благодаря, а вопреки. Вся система образования рассчитана на среднего индивидуума. Да и как может быть иным подход у педагога, перед которым сидят 30 учеников? Но и средний ученик не оправдывает возложенных на него надежд, и он усваивает не все, что отведено ему по программе.

Возникает противоречие. Для всестороннего развития человеческой личности, несомненно, нужен индивидуальный подход. И в то же время с помощью педагога и обычной системы образования осуществить это невозможно ни технически, ни принципиально. Где же выход?

И тем не менее обойдем сейчас этот тупик. Допустим, что мы нашли возможность индивидуального подхода к каждому ученику и можем приступить к развитию его личности. Мы хотим научить его мозг работать так, чтобы мощь его стала сравнима с эйнштейновской, если мы хотим сделать из него физика; бетховенской, если мы готовим музьжанта; марксовской, если наша задача - воспитать глубокого, всестороннего философа и общественного деятеля.

И опять перед нами тот же вопрос: как формируется человеческое мышление?

Тут мы вступаем в ту область человеческих знаний, где встречаются одни лишь вопросы. Это целина, на которой ученым еще предстоит возвести прекрасное здание одной из самых важных наук-науки о мышлении, о психике, о самом тонком инструменте, созданном природой, - о человеческом мозге.

Вы спрашиваете: как, формируется человеческое мышление? На основании знакомых образов и аналогий, говорят психологи. Профессор Н. И. Жинкин любит в ответ на такой вопрос произносить скороговоркой какое-нибудь очень длинное и очень мудреное название, например, «дезокси-рибонуклеиновая кислота», и предлагает:

- Быстро повторите!

И, видя беспомощность собеседника, смеется:

- Вот видите, не можете. Вам нужно время для того, чтобы сознательно или, может быть, не отдавая себе в этом полного отчета, найти в новом слове знакомые черты, расчленить его на известные уже части. Итак, в первых слогах вам слышится что-то вроде «дезинфекции», потом «рыба», ага, запомнил. Дальше что-то вроде «нуклона», «клеить», затем «кислота». И вот путь к освоению нового названия найден. Только после такого анализа вы можете понять и запомнить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены