София национале

Б Ильин| опубликовано в номере №919, сентябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не часто услышишь, чтобы об актрисе говорили «София национале» («Национальная София»). Такой чести удостаивается только сборная-футбольная команда страны. Но этот титул в Италии никого не удивляет. В нем сплав многих чувств: восхищение, любовь, гордость и даже капелька фамильярной привязанности. Итальянский зритель считает Софию Лорен близкой и подобной себе, «такой, как все».

Многое здесь объясняют происхождение, семья, среда. София родилась в 1934 году в Поццуоли. маленьком городке под Неаполем. Детство было тяжелым. Отец бросил семью. Жили в доме бабушки. Своей кровати у Софии не было: спали вместе с сестренкой и матерью на одном матраце. Больше, чем голод, девочку угнетало с малых лет услышанное слово «незаконнорожденная».

От матери София унаследовала красоту и неукротимое желание «пробиться в кино». Цветные еженедельники манили на тропу успеха. У школьниц из Поццуоли кружилась голова. Восхождение к славе и богатству казалось легким. В 14 лет София ступила на первую.

по традиции обязательную ступень: послала фотокарточку на конкурс красоты. Члены жюри не остались равнодушными к свежему обаянию девочки из Поццуоли. Софии был присвоен первый в ее жизни титул - «Принцесса моря». Последовали другие конкурсы - в Италии это очень распространено, - другие титулы и, наконец, самый почетный - «Мисс Италия». Красота Софии была признана строгими ценителями, но все это еще не имело отношения к кино. Между мечтой и действительностью лежала пропасть. Перебраться через нее под силу только людям с очень сильной волей.

София отправляется в Рим. как на битву. «Вечный город» встретил юную провинциалку неласково. Нескончаемые унизительные выжидания в приемных продюсеров. Долгие часы в очередях, среди тысяч таких же, как она, слетевшихся со всей страны на призрачный свет киноуспеха. Впервые она снялась в массовке в 1949 году.

Лицо стройной девушки с огромными зеленоватыми глазами понемногу стало привлекать внимание кинодельцов. Софии стали давать небольшие роли в так называемых «неаполитанских комедиях». В них много шума, движения, анекдотических ситуаций и, уж конечно, неподражаемой южной жестикуляции. София Лорен сразу же нашла свое амплуа в этих картинах. В разных вариантах это была всегда одна и та же «пиццайола» - торговка пиццей, традиционным неаполитанским блюдом, ярким и наперченным, как сама жизнь в этом городе. Вскоре вся Италия знала задорную «пиццайолу».

Успех? Да, несомненно. это был успех и первые деньги. Но все это было еще далеко от того, к чему стремилась актриса.

С настоящим, большим искусством встретилась София Лорен в фильмах Витторио де Сика. Прославленный автор «Похитителей велосипедов» и «Чуда в Милане» открыл ей глубины образа в кино. В «Чочаре», снятой по роману Альберто Моравиа, София осталась все той же женщиной из народа, энергичной, всегда готовой ответить на соленую шутку. Но это была уже не прежняя «пиццайола». Морщины были бутафорскими, но подлинными и глубокими были чувства матери, простой итальянки, в жизнь которой незвано вторглась война.

Роль в «Чочаре» принесла Софии Лорен самую высокую в западном мире актерскую награду - голливудскую премию «Оскар». Лорен начинает сниматься в Голливуде. Сама актриса говорит об этих фильмах с улыбкой. В Италии их называют «фильмы в исторических костюмах», а в просторечии «польпеттоне» - «большая котлета». Блестящие доспехи, туники, слоны, пирамиды, гонки колесниц - чего только не наворочено в такого рода картинах! В Голливуде считается, что если ко всему этому псевдоисторическому великолепию прибавить парочку знаменитых актеров, успех фильму гарантирован. Но в перерывах между «польпеттоне» София возвращалась к своему любимому режиссеру Витторио де Сика. Из этого творческого содружества рождались талантливые, по-настоящему значительные фильмы: «Альтон-ские узники», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски». Каждый из них добавлял нечто новое к творческому багажу Лорен, расширял рамки ее выразительных способностей. В этом несомненная заслуга режиссера. В этом и колоссальная трудоспособность актрисы, ее упорство, ее целеустремленность.

Софии Лорен недавно исполнилось 30 лет, ее слава в зените. С нею вместе в фильмах играли и играют замечательные актеры: Максимиллиан Шелл, Марчелло Мастроянни. Алек Гиннес, Фредерик Марч, Питер Сел-лерс, Альберто Сорди. Когда ее спрашивают, на кого из артистов она хотела бы походить, София почти с молитвенным почтением говорит: на Анну Маньяни - замечательную драматическую актрису, которую зовут в Италии «негасимой звездой». Чтобы стать вровень с Маньяни, нужно еще долго подниматься по ступенькам крутой лестницы искусства. София Лорен не боится усталости. Едва кончив один фильм, она тут же принимается за другой. Новые сценарии, встречи с режиссерами, съемки, переезды... Блокнот актрисы испещрен названиями городов: Рим. Париж, Лондон, Нью-Йорк... В последнее время в этом списке появилась еще одна столица - Москва.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены