История рассказа «Муму»

Константин Орешин| опубликовано в номере №491, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Варвара Петровна Тургенева - Лутовинова была богатой орловской помещицей. Она умела использовать преимущества, которые давало дворянам крепостное право. Тургенев, ещё будучи юношей, часто вступал в горячие споры с матерью. Один из таких споров происходил в родовом имении Варвары Петровны - Спасском - Лутовинове...

Стояло ясное осеннее утро. На крыше господского дома плескался по ветру флаг с вышитыми дворянскими гербами Тургеневых и Лутовиновых. Перед фасадом - поблекшие клумбы цветов, разделанные песочными дорожками. Одна из этих дорожек терялась в липовой аллее, где под неторопливыми шагами шуршали опавшие листья. Тургенев медленно катил перед собою кресла, в которых сидела пожилая женщина в чёрном закрытом платье. Лицо её, тронутое следами оспы, имело холодное и властное выражение.

- Нет, ты, маман, подумай сама, - говорил Тургенев, касаясь грудью высокой спинки кресел, - подумай сама, каково человеку жить постоянно под таким страхом? Представь себе - всю жизнь страх и один страх! Деды их, отцы их, сами они - все боялись; наконец, дети их - и те обречены на то же!

- Какой страх? Про что ты говоришь? - заволновалась Варвара Петровна.

- Страх не быть уверенным ни в одном дне, ни в одном часе своего существования, сегодня тут, а завтра там - по воле помещика. Да это не жизнь!

- Не понимаю тебя...

- Слушай, маман, можешь ты вот сейчас, сию минуту, - всё больше горячился Иван Сергеевич, - можешь ты любого из твоих крепостных, ну, хоть на поселение отправить?

- Разумеется, могу. Заслужит - сошлю.

- А не заслужит? Так, по одному своему капризу, тоже можешь?

- Конечно, могу.

- Вот тебе и доказательство того, что я всегда тебе говорю... Крепостные крестьяне - сейчас не люди, они вещь!

Варвара Петровна сделала сыну знак остановить кресла и повернулась к нему лицом. Глаза её сверкнули тусклым, надменным блеском.

- Что же, по - твоему, их на волю отпустить?

- Я этого пока не говорю, на это ещё время не пришло...

- И не придёт, - отрезала Варвара Петровна.

- Нет, придёт! - убеждённо воскликнул Тургенев. - И непременно придёт!

... Чем глубже погружался Тургенев в свои воспоминания, тем ярче становился под его пером образ своенравной барыни в новом рассказе. Тургенев запечатлел в этом образе характер Варвары Петровны, её привычки. Он описал обстановку её московского дома и жизнь крепостных слуг.

Выведенный в рассказе «Муму» молчаливый домашний лекарь Харитон - это крепостной крестьянин Варвары Петровны Порфирий Тимофеевич Кудряшов. Кудряшов был ровесником Тургенева и сопровождал его в качестве «дядьки» во время поездки за границу. Молодой Тургенев занимался в Берлинском университете историей и философией. Он выхлопотал для Кудряшова разрешение посещать лекции на медицинском факультете. Вернувшись в Россию, Кудряшов при поддержке Тургенева завершил медицинское образование. Недавний крестьянин уже мечтал о должности земского врача, но Варвара Петровна и слышать об этом не хотела. Ей было приятно иметь при себе собственного крепостного доктора, и Кудряшову пришлось оставить мечты о врачебной практике. Он был вынужден неотступно находиться около своей госпожи и успокаивать её нервы лавровишневыми каплями... Понятно, почему Тургенев изобразил его в рассказе вечно вздыхающим и ко всему равнодушным.

Наконец, и главный герой рассказа, немой дворник Герасим, имеет свою историю...

Варвара Петровна любила время от времени лично обозревать подвластные ей деревни. Для этого предпринимались поездки «на долгих» в имения Орловской, Тульской и Курской губерний. В одну из таких поездок Варвара Петровна обратила внимание на изумительный рост одного крестьянина, работавшего в поле. Великан отвечал на расспросы барыни непонятными звуками и с помощью знаков объяснил, что он ничего не слышит и говорить не может. Он был глухонемым от рождения. Призванный деревенский староста рассказал барыне, что «немой Андрей - трезвый, работящий и необыкновенно во всём исправный мужик, несмотря даже на свой природный недостаток». Варвара Петровна тут же решила взять Андрея в число своей личной прислуги и назначила ему должность дворника. Она не задумывалась, легко ли будет крестьянину покинуть родные места и при барском дворе выполнять работу, которая ему не по сердцу... В новой должности Андрей работал исправно, а до остального никому не было дела.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены