История рассказа «Муму»

Константин Орешин| опубликовано в номере №491, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Единственной радостью стала для него маленькая собачка, белая с коричневыми пятнами. Он подобрал её бездомным, беспомощным щенком и приютил у себя в каморке.

Дальше всё происходило так же, как у Тургенева в рассказе. Немой Андрей лишился своей последней привязанности. По приказанию барыни он утопил маленькую собачку Муму в Москве - реке. Только Андрей ещё долго работал дворником у Варвары Петровны, а тургеневские Герасим «с мешком за плечами и длинной палкой в руках» навсегда ушёл из барского дома.

Положив в основу рассказа действительные события, писатель раскрыл их подлинный смысл и глубокое социальное значение. В образе богатыря Герасима Тургенев показал духовное богатство и силу порабощенного русского крестьянина.

Нет такой работы, которая бы не спорилась в руках у Герасима. Каждый порыв его души благороден и честен. Но когда Герасим разгневается, - он страшен. Стоит вспомнить то место в рассказе, где барские лакеи приходят к Герасиму, чтобы отобрать его любимицу.

«... Дверь каморки распахнулась, вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила (дворецкий) прежде всех. Дядя Хвост запер окно.

- Ну, ну, ну, ну, - кричал Гаврила со двора: - Смотри у меня, смотри!

Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножья лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной, крестьянской рубашке, он казался каким - то великаном перед ними».

Тургенева продержали на «съезжей» тридцать дней, после чего он был выслан в родную деревню под надзор полиции. Варвары Петровны уже не было в живых. Спасское - Лутовиново приходило в упадок подобно многим «дворянским гнёздам» старой России. Лишённый права выезда в столицы, Тургенев поселился в опустелом господском доме и всецело» отдался новым творческим замыслам.

Рассказ «Муму», написанный под арестом в Петербурге, Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать. Он был помещён в третьей книжке журнала Некрасова «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

Из секретной переписки цензурного ведомства того времени сохранилось любопытное донесение чиновника.

«Рассказ под названием «Муму», - говорится в донесении, - я нахожу неуместным в печати, потому что в нём представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам... Читатель, по прочтении этого рассказа, непременно Должен исполниться сострадания к безвинно утеснённому помещичьим своенравием крестьянину, несмотря на то, что сей последний честно и усердно исполняет все свои обязанности. Нельзя не заметить, что цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими. Хотя здесь выставляется не физическое, но нравственное утеснение крестьянина, это нисколько не изменяет цели рассказа, а, напротив, по мнению моему, усиливает эту неблаговидность».

Этот документ, написанный рукою царского чиновника, подтверждает, как велика художественная выразительность и идейная сила тургеневского произведения. Виднейшие русские и иностранные писатели дали рассказу «Муму» высокую оценку. «Муму» Тургенева принадлежит к числу лучших произведений новеллистического жанра во всей мировой литературе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены