Гонг зовет во дворец спорта

Геннадий Шатков| опубликовано в номере №864, май 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тимошину я обязан тем, что он научил меня подготавливать обстановку и неожиданно проводить удар левой. Впоследствии я немало беев выиграл нокаутом именно после удара левой. Аристакисян как-то сказал мне:

— Все хорошо, Гена. Но почему ты не используешь уклоны и нырки? Очень эффективная защита, и противник становится нервным. Никак попасть не может.

Уклоны были взяты на вооружение и вскоре органически вошли в мой стиль боя.

Благодарен я Евгению Огуренкову. Именно он помог мне овладеть «таинствами» ближнего боя, в котором в свое время был великолепным специалистом. В моей манере достойное место заняли серии с обеих рук. Удары по корпусу вошли в мой арсенал после тренировок с Михайловым, который отлично умел их проводить.

Каждое новшество мы с тренером Иваном Павловичем Осиповым разрабатывали применительно к моему почерку, чтобы тот или другой прием не выпадал из общей схемы.

Говоря о почерке боксера, мне хочется привести несколько примеров, которые наглядно показали бы, как важно для спортсмена иметь свое, если можно так выразиться, лицо на ринге.

Я уже рассказывал о Володе Енгибаряне, о его блестящей технике и не менее блестящей манере боя. Я только хочу подчеркнуть еще раз, что это не искусственно придуманная манера. Она основывается на физических данных, изумительной реакции и характере Енгибаряна. Или взять, например, Володю Сафронова. По профессии он художник. И его манера боя легкая, изящная. Навяжите ему другую — и пропадет все. Володя перестанет быть ярким боксером, с качествами, присущими только ему одному.

В этой связи я хочу напомнить одно событие, которое в 1957 году приятно удивило и взволновало знатоков бокса. На ринге мы увидели молодого астраханского боксера Леонида Шейнкмана. Это было приятное открытие. Никому не известный двадцатилетний боксер, на счету которого был всего двадцать один бой, стал чемпионом страны. Случай невероятный! Но надо сказать, что Шейнкман завоевал красную майку чемпиона по праву. Он показал себя зрелым боксером с хорошей техникой, неплохой тактикой. Что же ему принесло успех? В первую очередь ярко индивидуальный почерк в бою, к которому никто не мог подобрать «ключи». Отличные уклоны и нырки, легкость передвижения по рингу. Все говорило за то, что со временем Леонид Шейнкман вырастет в боксера экстра-класса.

Прошло два года. Я снова увидел Шейнкмана на ринге. Увидел и не узнал. Это был не Леонид, а какой-то другой боксер. Куда девалась его легкая, я бы сказал изящная, манера боя, которая ставила в тупик соперников, помогала одерживать красивые победы! Теперь на ринге был драчун, который лез напролом, стараясь нанести решающий удар. И проигрывал!

Лично я уверен, что такая метаморфоза может произойти только с «помощью» тренера. Если боксер потерял свою манеру боя, он вряд ли добьется ощутимых успехов, ибо он стал похож на десятки других, примерно одинаковых по классу.

Не могу не вспомнить и такого блестящего мастера, как Шоцикас, с его удивительной манерой боя, которую непривычно было видеть у тяжеловеса. Он легко маневрировал по рингу, словно не было у него ста килограммов веса, вел бой исключительно технично и красиво.

Помнится, анализируя итоги первенства Европы 1953 года, мой тренер И. П. Осипов говорил мне, тогда еще совсем молодому боксеру:

— Эра боксеров-драчунов кончилась. Среди победителей турнира нет ни одного, который бы вел бои в силовой манере. Прежде всего искусное обыгрывание за счет технического и тактического мастерства при отличной физической подготовке — вот путь, по которому пойдет бокс.

Что ж, тренер мой оказался прав. Последующие европейские и олимпийские турниры это наглядно доказали. Победителями неизменно становились наиболее техничные и разносторонне подготовленные боксеры. И успехи нашего бокса — тоже яркое тому свидетельство. Почти все наши боксеры, входившие в последние годы в сборную, обладали своим, только им присущим почерком в бою и отточенной техникой. Не случайно именно нашему Туминьшу присужден приз за лучшую технику на последнем европейском первенстве. Те, кто видел его на ринге, оценили и технику и тактическое мастерство этого действительно талантливого боксера.

Я специально так подробно остановился на том, как складывался мой стиль боя. Сделал я это совсем не потому, чтобы кто-то стал копировать меня или другого боксера. Просто мне хотелось разбудить творческую мысль молодых боксеров. Ведь еще встречаются иногда на наших рингах этакие лихие «рубаки»!..

...Да, теперь наш Дворец спорта становится ареной интереснейших схваток боксеров. Давно известно, что прогнозы — дело неблагодарное. Но мне хочется привести мнение известного тренера, «отца польского бокса», как любовно называют Феликса Штамма его воспитанники. Я очень высоко ценю мнение Штамма, потому что это действительно выдающийся специалист.

Штамм заявил, что, по его мнению, сильнее других сейчас советская команда. Свидетельство тому — пять золотых медалей, завоеванных в Белграде советскими боксерами. Несомненно, они прибавят о мастерстве. К тому же среди советских спортсменов выросла плеяда молодых мастеров. Польский тренер не сомневается, что «хозяева поля» — советские боксеры — в худшем случае повторят белградский успех, хотя у них есть все шансы выступать еще лучше. Конкурентами нашим мастерам ринга Штамм считает боксеров Италии, ГДР, ФРГ и Польши...

У боксеров есть такое выражение: «Ринг покажет». Что же, я уверен: московский ринг многое покажет, мы станем свидетелями красивых боев и, конечно, различных сюрпризов!..

Вспоминая прошлое

* Ровно десять лет назад наши боксеры впервые выступили в чемпионате Европы. Золотые пояса тогда завоевали Владимир Енгибарян и Альгирдас Шоцикас.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Друзья оперуполномоченного Матюшина

Несколько строчек из жизни комсомольского оперативного отряда