Голубой город

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1474, октябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

А рассказывают ребята о только что созданном комсомольско-молодежном кооперативе «Коралл» по ремонту и восстановлению автопокрышек. До сих пор в городе таким видом услуг никто не занимался — изношенные покрышки приходилось возить в Набережные Челны, а теперь все на месте: мастерская — на территории завода, приемные пункты — в городе. Выгодно ли заводской молодежи иметь свой кооператив? Еще бы! 20 процентов прибыли — а это 50 тысяч в год! — идет комитету комсомола на решение социально-культурных вопросов. Когда это такие деньги были у первичек?!

— Что зачастую подрезает крылья нашим замыслам? Самые банальные вещи, — с сожалением рассказывает Саша Махотин, секретарь заводского комитета ВЛКСМ. — Хотим в сектор учета компьютер поставить, а купить не можем, хотя деньги и есть. Еще приходится «воевать» с общественным мнением. Некоторые говорят: вот, мол, Миронов — это наш комсомольский директор кооператива — собирается зашибать деньгу. И невдомек, что ребята решили: на зарплату по 300 рублей каждому, остальное — в комитет комсомола, в фонд помощи афганцам, в Детский фонд, на развитие базы досуга молодежи объединения.

Вот о досуге надо рассказать особо. Потому что есть тут один показательный примерчик. Ребята с шинного, живущие в общежитии, давно присматривались к застекленной пристройке, где располагались красный уголок и буфет. Ну о том, что в красный уголок с рядами стульев и столом, покрытым сукном, по вечерам ходили толпами «отдохнуть» за чтением общественно-политической литературы, говорить, конечно, не приходится. Пустовал красный уголок, это и ежу понятно. Ничуть не больше привлекал и буфет — ассортимент там был тот еще... И настал день, когда наиболее смелые и инициативные ребята решили наложить на все это хозяйство, а точнее, «бесхозяйство», свою лапу. Решили и пошли к генеральному директору. Когда они выложили перед ним свою идею насчет создания на площади, занимаемой красным уголком и буфетом, молодежного клуба (по стране как раз такие клубы стали расти, словно грибы после дождя), генеральный чуть со стула не свалился. В этот самый момент ребята разложили перед ним проект и смету перестройки всего помещения. «Ну, допустим, — сказал генеральный, оправившись от легкого шока, — а кто за все это будет платить?» «Как кто? Объединение», — удивились, но не растерялись ребята и назвали кругленькую сумму. И вот тут генеральный оказался на высоте. Он взял смету и проект, еще раз все внимательно просмотрел и сказал: «Ладно. Половину того, что вы просите, я вам дам». Так были получены самые первые деньги. Две с половиной тысячи рублей.

Естественно, аппетиты у ребят разыгрывались, денег, как вскоре оказалось, надо на все это гораздо больше, но теперь уже им помогали все. И в том числе горком комсомола.

Приходится только удивляться человеческой энергии и расторопности, когда дело касается прекрасной идеи: Рустем Бикмуллин, первый секретарь горкома комсомола, чтобы выбить для клуба музыкальный центр, поехал в Москву аж к самому В. Г. Захарову — министру культуры СССР. Но, прежде чем направиться в министерство, встретился с бывшим нижнекамцем, ныне министром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Н. В. Лемаевым. «Отношение к нам у него изумительное» — так отзываются о Николае Васильевиче земляки. Конечно, все, что нужно было для клуба, они получили.

— Как-то решили мы пригласить к себе «металлистов» со всего города, — рассказывает руководитель клуба Володя Колчин. — Думали, все и не вместятся в наш зал. А их, оказывается, всего-то 55 человек. Ну, они как увидели, что мы тут сделали, так и отпали. Вот тут и бери их голыми руками, — смеется Володя.

Здесь надо отметить один существенный момент. Молодежный клуб сегодня — предприятие с точки зрения хозяйственной абсолютно невыгодное. Володя Колчин так и сказал: «Хозрасчет для культуры — это утопия. Он заставляет нас делать только деньги, и все. Это же гиблое дело — мы не с людьми работаем, а работаем на мероприятия». Причем, добавлю я, молодежный клуб и не обязан давать денежную прибыль. Его назначение — заботиться о том, чтобы молодым людям можно было интересно и с пользой для духовного развития провести время.

В Нижнекамске денег на это не жалеют.

Значит, дело-то все-таки выгодное? Конечно.

— В городе сегодня уже 5 таких клубов, как у шинников, — рассказывает Рустем Бикмуллин. — И вот что интересно: сейчас нам не надо клянчить деньги у хозяйственников — сами дают. Среди генеральных директоров даже своеобразная конкуренция развилась, такая здоровая зависть: как это, дескать, у него есть клуб, а у меня нет?

Думаю, читателю ясно, что среди этих крупных хозяйственников не найдется ни одного, кто бы не умел считать деньги. Совсем даже наоборот. Умеют, да еще как! А вот на искусство, на красоту средств не жалеют. Потому что она, эта красота, выгодна еще и экономически. Сегодня красота становится, как это ни странно звучит, производительной силой.

Хотел было уже на этой положительной ноте закончить рассказ о культурном досуге молодежи Нижнекамска, да вспомнил беседу с Татьяной Андреевной Наговицыной — секретарем горкома партии по идеологии. Вот о чем она с горечью говорила:

— У нас в городе растет поколение ребят, которые ни разу в жизни не были в театре, не слушали симфонического оркестра. Представляете, растет такой человечек, оканчивает школу, идет учиться дальше, и я не уверена, что он когда-нибудь заинтересуется настоящим искусством. Потом он окончит институт и станет специалистом узкотехнической направленности. Таких, кстати, у нас в городе подавляющее большинство. Мы хотим создавать в городе здоровую нравственную атмосферу, и здесь вся надежда только на творческую интеллигенцию, а где ее взять? Вот серьезнейшая для нас проблема.

Да, молодому промышленному городу с населением в 180 тысяч человек крайне необходим свой театр, хотя бы ТЮЗ. Надо дать юным нижнекамцам то, чего, по понятным причинам, были лишены первостроители. Думаю, настораживающий рост правонарушений среди подростков на 45 процентов в этом году по сравнению с прошлым объясняется прежде всего низким уровнем их эстетических представлений, неразвитостью их вкуса, или, как мы это называем, «морально-культурным вакуумом». Хорошо известно: если подростку не знакомо чувство прекрасного, он становится черствым и грубым. И единственный надежный путь уберечь растущего человека от духовного оскудения — это приобщение его с детства к прекрасному. На этом экономить нельзя. Тут, я думаю, нижнекамцам есть над чем подумать, поразмышлять, поломать голову.

* * *

Проблемы у города есть, и проблемы нешуточные. Вот что говорят о них самые, пожалуй, непосредственные и беспристрастные нижнекамцы — мальчишки из 13-й и 15-й средних школ.

Игорь Маргушов. Я здесь родился, и все мне здесь, конечно, дорого. Но я не могу сказать, что жить мне в городе интересно. Вечерами, бывает, совершенно нечего делать. Кафе закрывается в 8 вечера, после этого пойти уже некуда. Так и слоняемся по улицам. Но я скоро уеду: хочу быть военным летчиком, поэтому поеду поступать в летное училище.

Азат Фатыхов. Я коренной нижнекамец. Сам город, его атмосфера, его трудовой ритм мне нравятся. Но с сожалением думаю о том, что придется с ним расстаться — собираюсь поступать в Одесскую мореходку.

Саша Павлов. Что-то мне нравится, а что-то нет. Иногда впадаю в уныние оттого, что некуда пойти. В диско-центр нас, школьников, не пускают, там все свои, завсегдатаи. Ну, а нам что остается? На скамеечках в парке сидеть?

Три высказывания. Три почти одинаковых мнения о городе, который в целом любим, а вот в частностях... Так ли уж малы, незначительны эти частности? И разве они свидетельствуют только об утраченной или скорее еще не вызревшей социальной активности самих ребят и серости их будней? И каковы пути выхода из названных проблем? Думается, молодому городу и его руководителям есть тут из чего извлекать уроки. И пусть уроки эти будут стоить дорого, но ошибки-то ведь стоят еще дороже.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены