Гениальный живописец

И Грабарь| опубликовано в номере №412, июль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

К столетию со дня рождения И. Е. Репина

Пятого августа 1944 года - столетие со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. С огромной теплотой и любовью к своему гениальному живописцу отмечает наш народ эту знаменательную дату.

Ещё при жизни Репина, к 80 - летию художника, были устроены две большие выставки его произведений: одна - в Москве, в Третьяковской галерее, другая - в Ленинграде, в Русском музее. На первой были показаны материал галереи и произведения из частных московских коллекций, на второй - все картины и рисунки Русского музея и ленинградских собраний.

Когда спустя шесть лет, в 1930 году, пришла скорбная весть о кончине Репина, советское правительство постановило организовать грандиозную выставку, на которой сосредоточить всё его художественное наследие. Было решено объединить коллекции обоих центральных музеев, дополнив их репинскими произведениями, находящимися в государственных музеях Советского Союза и в частных руках.

Для подготовки такой исчерпывающей выставки понадобилось несколько лет упорной научной и организационной работы. Открыть её удалось лишь в 1936 году в стенах Третьяковской галереи, куда со всех концов страны были доставлены произведения Репина. В том же году выставку в полном составе перевезли в ленинградский Русский музей, откуда впоследствии направили в Киев.

Так Советская страна почтила память величайшего русского художника, хотя и умершего на чужбине и работавшего там в течение последних лет жизни, но русского до мозга костей, русского по духу и всему своему замечательному искусству.

В 1900 году И. Репин поселился в дачной местности под Петербургом - в деревне Куоккала. Здесь у него была прославленная на весь свет усадьба «Пенаты», ныне зверски разграбленная и осквернённая немецкими и финскими фашистами. В «Пенатах» Репин прожил почти безвыездно 30 лет, создав десятки всемирно известных картин и душою всегда оставаясь со своей родиной, co своим народом, в который он горячо верил.

В нашей стране И. Е. Репин - любимый, популярнейший художник. Откуда такая популярность Репина? За что его так ценят и любят?

Прежде всего за то, что Репин всё своё творчество отдал служению одной идее, которой не изменял на протяжении всей жизни. Эта идея - непрерывная борьба средствами искусства со всяческим насилием, гнётом, эксплуатацией человека человеком.

На этот путь Репин вступил ещё в юношеские годы, на школьной скамье. В 1868 году Илья Ефимович особенно упорно работал над картиной «Иов и его друзья». Утомившись от непрерывной работы, он решил в один из воскресных дней передохнуть и поехал на пароходе в дачную местность на Неве. Вспоминая об этой поездке, Репин много лет спустя описывает празднично наряженную толпу гуляющих, яркие платья женщин, сверкающие на солнце цветные ленты и зонтики. Но больше всего он запомнил, как вдруг в эту пёструю толпу ворвалось что - то страшное, коричневое, сильное, затмившее сразу всю жизнерадостную картину праздника. При ближайшем рассмотрении это «что - то» оказалось группой бурлаков, тащивших по берегу тяжело гружёную баржу, сидевшую глубоко в воде.

Вид этих людей, наполовину потерявших от непосильного труда человеческий облик, одетых в рубища, с врезавшимися в загорелые обнажённые груди лямками, к которым были прикреплены верёвки тянувшие баржу, произвёл на Репина такое впечатление ужаса, что он не мог здесь долго оставаться и вернулся в Петербург. Несколько дней подряд он ходил сам не свой, не находя себе места. Он лихорадочно набрасывал эскизы, стараясь передать впечатление, вынесенное от страшного зрелища. Особенно потрясающим представлялся ему контраст между нарядной толпой праздных людей и нечеловеческим трудом бурлаков, превращенных в род вьючного скота.

Репин решил писать на эту тему картину, долженствовавшую бросить вызов тем, кто создал такое неравенство людей. Несколько лет спустя картина «Бурлаки на Волге» была написана, ибо только на Волге Репин нашёл наиболее яркие типы бурлаков тогдашней России.

Картины, трактовавшие тему подневольного труда, писались не раз и прежде, но никогда никому не удавалось поднять эту тему до такого пафоса, до степени такого грозного обвинительного акта против эксплуатации правящих классов, как этого достиг Репин.

Но одними идеями искусство не покоряет. Для идей должна быть найдена соответствующая форма, идеи должны быть облечены в форму, максимально художественную и максимально выразительную. Для отыскания такой формы Репину понадобилось целых пять лет. Но и найденная форма вскоре уже не удовлетворяла взыскательного и требовательного к себе художника. Живопись картины ему казалась слишком желтоватой, свет - недостаточно солнечным. Репин, воспользовавшись полученной заграничной командировкой, направился в Париж, родину всех новых световых и цветовых исканий в живописи, Париж, подлинный наследник Флоренции, Рима, Венеции, некогда властителей и законодателей европейской живописи.

В Париже Репин значительно освежил свою палитру. Но вскоре он стосковался по родине и, не дождавшись окончания положенного Академией художеств срока командировки, вернулся в Россию.

Илью Ефимовича потянуло в его родной город Чугуев, тогдашней Харьковской губернии. Как он сам признавался, ему хотелось окунуться в самую гущу России, изучить её жизнь, заботы и думы и создать картину, которая отобразила бы провинциальную Русь.

Такая картина была создана Репиным в течение семи лет со времени возвращения ого из - за границы, в 1876 - 1883 годах. Выставленная в 1883 году, она окончательно и навсегда закрепила за ним репутацию величайшего русского художника. То было большое полотно «Крестный ход в Курской губернии».

Уже вскоре по возвращении в Россию в окрестностях родного Чугуева Репин УВИдел крестный ход. Он видел не раз и прежде эти процессии с иконами и хоругвями, но на этот раз он увидел всё новыми глазами. Ему даже казалось, что он впервые наблюдает это зрелище, - до того неожиданно и ново было полученное им впечатление.

После ряда предварительных подготовительных работ, эскизов, рисунков, этюдов, насчитывающихся сотнями, Репин создал грандиозную картину - эпопею.

Как известно, «эпопеей» называется героическая поэма, составленная из эпических народных песен, воспевающих какое - нибудь событие и характеризующих быт народа известной эпохи.

Это определение понятия «эпопея» целиком применимо к картине «Крестный ход в Курской губернии». Из отдельных эпизодов, характеристик и наблюдений, извлечённых из долгого изучения явления, которое получило название «Крестный ход», Репин создал такую исчерпывающую картину провинциальной России 1870 - х годов, что по полноте её можно сравнить с «Мёртвыми душами» Гоголя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены