«Это все – о России»

Владимир Енишерлов| опубликовано в номере №1284, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

Или в таком истинном лирическом шедевре, как стихотворение «Осенний день»:

Идем по жнивью, не спеша,

С тобою, друг мой скромный,

И изливается душа,

Как в сельской церкви темной.

Осень, стелется дым над овином, и слышен в небе клик журавлей:

Летят, летят косым углом,

Вожак звенит и плачет...

О чем звенит, о чем, о чем?

Что плач осенний значит?..

И звучит в заключительной строфе голос поэта, обращенный к России:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем так горько плачешь?

Все стихи, все произведения зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой исторической памятью и обостренным предчувствием «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» грядущего.

И когда в 1912 году Блок начал сочинять либретто для балета «из рыцарских времен», которое затем переросло в его лучшее драматическое произведение «Роза и Крест», он думал о судьбе современной России. «Почему же я остановился именно на ХГД веке? – спрашивал Блок в записной книжке. – Время – между двух огней, вроде времени от 1906 по 1914 год». В образе героя «Розы и Креста» – Бертрана Блок стремился раскрыть драму современного человека – трагедию разлада между высокой романтической мечтой и грубой действительностью. «Герои и персонажи «Розы и Креста» «современные» люди, – указывал Блок, – их трагедия – нагла трагедия».

Характерно, что в разгар империалистической войны, в 1915 году, Блок издает сборник «Стихи о России», куда вошли «На поле Куликовом», «Коршун» и другие стихи о Родине, отмеченные знаком грядущих перемен. «Все – не заказное», – с гордостью писал поэт матери, посылая сборник. Книга эта, как вспоминал поэт Вс. Рождественский, «долго лежала у Горького на рабочем столе, и он не раз открывал ее, чтобы процитировать ту или иную строфу».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены