«Это все – о России»

Владимир Енишерлов| опубликовано в номере №1284, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ой, полна, полна коробушка...»

Так в лирических образах блоковской прозы прочерчивается линия его стихов к основной теме России. В посвистах снежной российской вьюги слышит поэт стоны «Куликова поля».

В январе 1908 года Блок пишет Брюсову: «Все мои литературные занятия заслонились пока большой пьесой, над которой я мучаюсь вот уже год». В драме «Песня Судьбы» поэт явственно ощущает связь времен, видит себя конкретным участником исторических событий. Особенно отчетливо это проявляется в монологе Германа – центрального героя пьесы, в котором легко узнается сам Блок: «Все, что было, все, что будет, – обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу муками моей Родины...»

События исторического прошлого привлечены Блоком для решения актуальнейшей проблемы – отношения народа и интеллигенции. «Есть между двумя станами – между народом и интеллигенцией – некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между двумя станами, явно враждебными...» – писал Блок в статье «Народ и интеллигенция». Пытаясь аналитически проследить эту связь, диалектическую преемственность исторических судеб, Блок утверждает, что именно на некоей «согласительной черте» вырастают значительные явления культуры, и для подтверждения этих слов обращается к имени Горького, «здоровая кровь» которого рождает своих героев. И появляется в заключении статьи ключевой для Блока образ-символ – гоголевская тройка. Здесь провидение неминуемого грядущего взрыва, постановка вопроса об объективно трагическом обострении современных противоречий в форме коллизии «народа» (социальных низов) и «интеллигенции» (социальных верхов).

Статья «Народ и интеллигенция», прочитанная вначале как доклад в Литературном обществе, вызвала оживленнейшую полемику.

В газете «Слово» сообщалось: «В свой доклад А. А. Блок внес столько искреннего и глубокого волнения, что невольно откликнулись чуткие, хотя и несозвучные струны в душах слушателей, и вокруг больного – для многих – вопроса о пропасти между народом и интеллигенцией возник на редкость живой и яркий спор». Впечатление от дискуссии Блок передавал матери в письме: «Всего милее были мне: речь Короленко, огненная ругань Столпнера, защита Мережковского и очаровательное отношение ко мне стариков из «Русского богатства» (Н. Ф. Анненского, Г. К. Градовского, Венгерова и др.). Они кормили меня конфетами, аплодировали и относились как к любимому внуку, с какой-то кристальной чистотой и любезностью». Пафос, роднивший идеи Блока с народнической идеологией, видимо, был близок «старикам» из «Русского богатства», пережившим «хождение в народ» и его крах. Поэтому мысль об отдаленности «народа» от «интеллигенции» была понятна им, но зато она была резко воспринята многими, совершенно не знавшими народа представителями символизма.

Однажды Блок сказал, что «писал стихи, потом пьесу, потом статью – на одну тему». «Песня Судьбы», публицистические размышления о народе и интеллигенции, стихи о Куликовом поле – яркий пример, подтверждающий эти слова.

«На поле Куликовом» – маленькая поэма, в которой Блок достиг вершины, поднявшись над всеми современными школами и направлениями, выразив себя как русский национальный поэт, стоящий в одном ряду с титанами – Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Во время создания цикла, посвященного Куликовской битве, оглядываясь в прошлое, Блок гениально провидел будущее России, кровавые испытания и победы, которые ожидают его Родину.

Как спокойно, плавно, эпически начинается первое стихотворение цикла:

Река раскинулась. Течет, грустит

лениво

И моет берега. Над скудной глиной желтого

обрыва

В степи грустят стога.

Типично русский пейзаж. Такой мог видеть поэт в любимом Шахматове или из окна вагона, проезжая по России. Но уже в следующих строфах нагнетается острейший драматизм:

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясенг долгий путь!

Стихия степного ветра, мглы, багряного заката, безудержного лёта коней – все это душа России, выстоявшей в жесточайшем бою. Лирические темы тревоги, тоски, трагедии разлиты в замечательном цикле. «Не может сердце жить покоем...» – его итог.

«Чем больше чувствуешь связь с Родиной, – писал Блок, – тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм». Это утверждение поэтически выражено в знаменитом стихотворении «Россия» – в страстном признании в любви к прекрасной, забитой Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены