«Это все – о России»

Владимир Енишерлов| опубликовано в номере №1284, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Приятель Александра Александровича Блока, поэт В. А. Зоргенфрей вспоминал, как вскоре после Февральской революции, весной 1917 года, он слушал Блока в Тени-----шевском зале в Петрограде. «Не один я, – писал Зоргенфрей, – поражен был... подбором стихов, исключительно зловещих, и тоном голоса, сумрачным до гневности. «О России, о России!» – кричали ему из публики после стихов из цикла «Пляски смерти». «Это все – о России», – почти гневно отвечал он».

Чтобы понять логику пути Блока от мистической замкнутости к народу, к Революции, недостаточно анализировать лишь его лирику, как это чаще всего делали современные поэту критики. Только рассматривая совокупно Блока – поэта, прозаика, драматурга, публициста, обращаясь к его переписке и заметкам в дневниках и записных книжках, погружаясь в истоки его творчества, – можно по крупицам собрать воедино глубинное, диалектическое, социальное мировоззрение поэта, понять его жизнь. И станут ясны слова, написанные Блоком в ответ на возмущенное послание 3. Гиппиус, вызванное поэмой «Двенадцать»: «Во мне не изменилось ничего... но только рядом с второстепенным проснулось главное». Быть может, в этих словах ключ к разгадке тайны Блока, они объясняют неожиданное для многих появление «Двенадцати», «Скифов», статей 1918 – 1920 годов, да и всю общественно-культурную деятельность. поэта в послереволюционный период. Действительно, то, что Блок считал «второстепенным» в себе, с чем мучительно боролся, стремясь «выздороветь», вырваться («...ненавижу . свое декадентство и бичую его в окружающих, которые менее в нем повинны, чем я»), было многим его современникам если не понятно, то известно. «Главного» же большинство в нем не подозревали и не ожидали. А когда увидели, не захотели поверить в органичность, оправданность всем прошлым опытом появления тех же «Двенадцати».

«Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили», – писал Блок в связи с возгласами негодования, вызванными статьей «Народ и интеллигенция». Сам он много и напряженно размышлял о судьбах России и точно сказал о своей судьбе в письме К.С.Станиславскому: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с

начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой, как стрела – действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, – я иду... Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

Александр Блок родился 16(28) ноября 1880 года в Петербурге. Его мать – младшая дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, знаменитого профессора ботаники, просветителя, одного из организаторов высшего женского образования в России. В молодости Андрей Николаевич увлекался идеями Фурье и Сен-Симона, был далеко не чужд литературе и наряду с научными работами, отличающимися, кстати заметить, прекрасным литературным языком, писал романы, рассказы, стихи, хорошо рисовал. Общественный темперамент, артистичность, детская чистота характера привлекли к Андрею Николаевичу самых разных людей. Девизом его деятельности было: «Дать русскому народу света, больше света», и, этой благородной задаче он отдавал все свои силы. Время ректорства А. Н. Бекетова считается самым ярким в истории Петербургского университета.

Блок отчетливо сознавал, где искать истоки, корни, питавшие его творчество. Конечно, не случайно в написанной в 1915 году автобиографии так много внимания уделяет он семье Бекетовых: «Здесь именно любили и понимали слово: в семье господствовали,

в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах... Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет».

Женат А. Н. Бекетов был на Е. Г. Карелиной, дочери выдающегося русского путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Карелина.

Из-за смелой шутки в адрес всесильного Аракчеева был прапорщик Карелин сослан в Оренбург, где его блестящие способности и образование обратили на опального офицера внимание оренбургских военных губернаторов. Из Оренбурга совершил прадед Блока путешествия, сделавшие эпоху в изучении Средней АЗИИ. Г. С. Карелин женился на оренбургской уроженке Сашеньке Семеновой, красавице и умнице, получившей образование в Петербургском пансионе Е. Шредер, где преподавал, в частности, друг Пушкина – Плетнев. Прабабушке Блока посвящал стихи Дельвиг, она хранила автографы Пушкина, встречалась с декабристами. Именно она. Александра Николаевна

Карелина, первая приняла на руки родившегося Александра Блока, она же научила его читать.

В восемнадцать лет ее любимая внучка, Александра Андреевна Бекетова, живая, впечатлительная девушка, в чьем характере веселость и шаловливость неожиданно сменялись приступами беспричинной тоски, вышла замуж за молодого блестящего юриста Александра Львовича Блока. Происхождения отец поэта – полунемецкого. Его мать – урожденная Черкасова, дочь известного псковского губернатора, много сделавшего для развития древнего русского города. Отец Александра Львовича – потомок

Иоганна Фридриха Блока, медика из Мекленбург-Шверина, вступившего в 1755 году в русскую службу.

Александр Львович Блок, человек одаренный, оставил довольно скромное, но своеобразное научное наследие. В первой своей книге «Государственная власть в европейском обществе» А. Л. Блок восстает против государственности и исповедует революционный анархизм.

В 1880 году цензура присудила эту книгу к сожжению. Лишь ценой больших усилии труд удалось спасти. Вторая книга – «Политическая литература в России и о России» – представляет собой интересное сочетание науки и публицистики, памфлета и социальной утопии. Автор едко обличает буржуазную Европу и противопоставляет ей русское «мужичье царство». Это своеобразное славянофильство удивительно перекликается с позднейшими идеями его сына, выраженными в публицистике и в стихотворении «Скифы».

Последние двадцать лет жизни профессор Варшавского университета А. Л. Блок трудился над сочинением, посвященным классификации наук. И здесь его научные идеи вошли в противоречие с артистическим темпераментом. Сын писал об отце: «Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна... Знаток изящной литературы и тонкий стилист, отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни, свои непрестанно развивающиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное...»

Все знавшие Александра Львовича отмечают, что в молодости он был необыкновенно красив. Черноволосый, с бледным удлиненным лицом, серо-зелеными глазами, тонкими чертами, порывистый и легкий, он сразу привлекал внимание.

Его отмечены черты

Печатью не совсем обычной.

Раз (он гостиной проходил)

Его заметил Достоевский.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены