Экзамен на зрелость

Борис Львов| опубликовано в номере №588, ноябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Великий русский режиссёр, один из основателей Московского Художественного театра Вл. И. Немирович-Данченко, обращаясь как-то к молодёжи, писал: «Вы будете строить наше будущее... создадите новую, бодрую, молодую мудрость».

Воспитанница школы-студии МХАТ Елена Хромова принесла на сцену Художественного театра не только своё дарование и непосредственность юности, но и свои мысли, свои идеи и убеждения, воспитанные в ней комсомолом, все свои знания и опыт, которые даёт ей постоянная учёба и большая общественная деятельность - она депутат Свердловского райсовета я член Московского обкома комсомола. Вот почему в её творчестве есть та «новая, бодрая, молодая мудрость», о которой говорил Немирович-Данченко. Вот почему вы верите в то, что её Груня Васильцова из спектакля МХАТ «Вторая любовь», несмотря на свою молодость, - человек твёрдого, ясного мировоззрения, глубоких убеждений, государственного мышления.

Именно в этой роли советской девушки, за исполнение которой она была удостоена Сталинской премии, Хромова выдержала свой экзамен на творческую зрелость.

И когда молодые работницы завода «Красный пролетарий» написали в своей заводской газете о том, какое большое впечатление произвёл на них образ Груни, это значило, что они узнали в этом образе родного, близкого им человека - товарища и подругу.

Хромова играет эту роль совсем просто и сдержанно; большое внутреннее содержание она умеет передать лаконичными и скупыми средствами. Значительность созданного ею образа выражается в её глубокой собранности, в том, как бережно и трепетно передаёт она мысли и чувства своей героини.

... Вот приходит к ней Варвара, рассказывает о предательстве своего мужа, дезертира Жудова. С глухим стоном Варвара тяжело падает.

Несмотря на то, что сама она переживает великое горе, Груня, собрав все свои силы и волю, борется с отчаянием Варвары, требует от неё мужества, упорно пытается поднять её...

За окном вырастает и ширится песня комсомольцев. «Разве мы одни с тобой на свете? - звенит голос Груни. - А колхоз, а товарищи наши? Они не дадут нам упасть...»

И, кажется, взволнованный голос Груни-Хромовой сливается с песней, с сильными голосами комсомольцев:

Идёт война народная, Священная война...

Поддерживая подругу, Груня-Хромова стоит, выпрямившись, сурово и непреклонно глядя куда-то вдаль. Смело и гордо стоит она перед лицом обрушившегося на неё горя, так же смело и гордо, как стояли перед врагом наши героини-комсомолки. И во взгляде её одна мысль: «Не сломить! Никакому горю нас не сломить!»

В образе Груни дарование Хромовой раскрылось с особенной полнотой, именно в этой роли появились у неё черты мастерства, черты творческой зрелости, но и в других ролях актриса сказала своё слово.

Чеховскую Соню в «Дяде Ване» она сыграла, будучи ещё ученицей школы-студии, однако и тогда она сумела внести в роль нечто своё, новое.

Как преображается эта скромная девушка, когда говорит о лесах, которые насаждает Астров!

По-новому звучит у неё и последний, труднейший монолог Сони. Она не успокаивает дядю Ваню, не утешает его, нет, она требует от него мужества, воли к труду. Голос её звучит твёрдо, иногда почти сурово, весь монолог проникнут волей, устремлён в будущее.

Играя учительницу Цветаеву в «Мещанах» Горького, актриса заставляет зрителя поверить в талант этой славной женщины, в то, что она делает большое и нужное дело.

Во всех своих ролях Хромова говорит о радости труда и творчества; эта радость делает созданные ею образы благородными и одухотворёнными.

У Сони эта радость подавлена унылой и тяжёлой жизнью, Цветаева ощущает её уже гораздо полнее, а у Груни она наполняет всю её жизнь, становится настоящим вдохновением.

... Хромова горячо любит свою профессию, свой труд актрисы, она работает всегда увлечённо, серьёзно, вдумчиво. Несмотря на свою молодость и небольшой опыт, она умеет работать самостоятельно, умеет найти и принести на каждую репетицию свою мысль, своё решение той или иной роли.

Для молодого кандидата партии Елены Хромовой её работа в театре - это служение своему народу, своей Родине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены