Душа огня

Сергей Колдунов| опубликовано в номере №463-464, сентябрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

В начале зимы дошли до деревни два известия. Из газет и разговоров люди узнали о победе под Сталинградом. Но в то же время с почты пришло письмо, сообщавшее, что отец Сёмки убит в каком-то очень смелом и славном деле.

Мать теперь плакала днями и ночами. Ещё тяжелее было после возбуждённых разговоров на улице и в кузне слышать дома безмолвные всхлипы. Стоя у горящей печки или просто так посреди избы, подперев щёку ладонью, мать смотрела прямо перед собой, ничего не видя. Губы её вздрагивали, из глаз непрестанно катились слёзы, и она то и дело утирала передником нос, шмыгая и с шумом втягивая в себя воздух.

Чтобы хозяйство не опустилось, Сёмке приходилось теперь работать за двоих. Он как-то разом посуровел, на безбровом лице его появилось выражение решительности и сдержанной мужицкой озабоченности. Несмотря на небольшой свой рост, он уже походил на взрослого парня, держался стойко и лишь иногда сердито покрикивал на мать:

- Перестань, хватит! Всю душу вымотала. Но, ободряя постаревшую, притихшую мать, играя своим нарочитым бесчувствием, Сёмка в кузнице частенько задумывался и застывал на половине движения. Ему всё представлялось, как он однажды ловил с отцом рыбу на лесном озере, какая стояла тогда в лесу тишина и как отчаянно подмигивал ему отец всякий раз, как вытаскивал новую добычу.

- Ты бы того, Семён, - прерывал его раздумье Тихон, - сходил бы на Выселки на счёт угля-то... Ну-ка сбегай, проветрись!

Он не утешал своего подручного и только изредка, говорил о сёмкином отце так, как будто бы и в смерти считал его живым больше, чем иных в жизни.

- Никола - человек правильный: голосу громкого не имел, а долгу по себе не оставил. Ничего, Семён, иной недолго живёт да всем светит. А иной коптит сто лет да только дыму напустит, воздух людям испортит. На огневых-то людях весь свет держится.

Сёмка работал теперь ещё злее и упрямее. Глядя на Тихона и думая об отце, он уже смутно догадывался, что и там, на фронте, и здесь, в тылу, всё живёт и держится тем горячим человеческим духом, который, как огонь, всё приводит в движение и всему сообщает тепло и быстроту. И Сёмка сам уже хотел в своей жизни не тлеть, а гореть, чтобы хоть немножко скорее посветлело в том грозном мире, где бродила в потёмках сырая, тяжёлая смерть, запечатывавшая человеческие уста и сковывавшая человеческие руки.

Прошла зима, наступило новое лето, а там - опять зима и опять лето, и уже снова возили с полей сжатый хлеб, скрипели телеги, скатываясь с Попова пригорка, стучала, как пулемёт, молотилка, и на колхозном гумне вырастал огромный, как дом, омёт.

Однажды в отсутствие Тихона (он уехал с председателем в город) в кузницу, запыхавшись, прибежала Наталья, высокая сильная девушка, работавшая на молотилке. Рябоватое лицо её выражало тревогу и отчаяние, а со лба катился обильный пот.

- Где Тихон Григорьевич? - закричала Наталья, оглядывая кузницу. - Куда девался?

Сёмка, как полагалось представителю почтенной и уважаемой профессии, ответил солидно и неторопливо:

- Нет Тихона Григорьевича. Уехавши. Наталья уронила на землю у наковальни два железных обломка и всплеснула руками:

- Да как же так?... Что теперь делать то?.. Она стояла в полной растерянности, видимо, не зная, что сказать и предпринять дальше, а по лицу её, сплошь покрытому серой, молотильной пылью, всё текли и текли грязноватые струйки.

- Да в чём дело, Наталья? - степенно спросил Сёмка. - Что ты как из парильни выскочила?

- Да как же, завтра обещались всё зерно на станцию вывезти, а у меня молотилка встала. Видишь, коленце сломалось...

Сёмка знал, что колхоз обязался досрочно сдать хлеб, а обещания всегда должны выполняться точно. Он поднял брошенные Натальей обломки и внимательно, как человек знающий, осмотрел их.

- Сваривать надо, коли запасных нет! - заключил он.

Он был одет в кожаный фартук Тихона, вдвое подогнутый и всё же волочившийся по земле. Наталья взглянула на этот фартук, и в глазах её затеплилась надежда.

- Сёмушка, голубчик! Свари, миленький! Но Сёмка даже как будто чего-то испугался.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Без права на жизнь

Встречи с китайской молодёжью

Ямуга

На колхозной электростанции