Дороги в жизнь

Ольг Чечеткина| опубликовано в номере №523, март 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было года два назад. В одно из воскресений Союз французских девушек проводил собрание старшеклассниц средней школы в районе Иври, в Париже.

В тихий полуденный час, когда редко встретишь прохожего на этих узких мощённых торцом улицах, мы подошли к небольшому двухэтажному дому.

Из раскрытого окна доносился взволнованный голос. Говорила девушка. Сначала слова её страстной речи сливались в одну длинную и непонятную фразу, потом наступило минутное молчание.

Мы вошли в дом. В длинной комнате с низким потолком на простых деревянных скамьях сидело около сорока девушек. Это были совсем юные подростки. Перед ними у первой скамьи стояла девушка постарше, она держала в руках журнал «Девушки Франции».

Меня поразили лица девушек. В широко открытых глазах были видны удивление, восхищение и какое-то непреодолимое устремление вперёд. Никто из них не шевельнулся при звуке открытой нами двери: они были целиком захвачены тем, о чём говорила их старшая подруга.

Девушка читала отрывки из дневника Ины Константиновой.

В тот полуденный парижский час француженка говорила о русском городе Кашине... Занесённые снегом тихие улицы, базарная площадь с часами на старинной башне, деревянный домик на Советской, большое светлое здание кашинской школы...

В классах этой школы формировался характер Ины и её друзей. Здесь они учились не только математике и литературе: они учились жить. Глубокое уважение к учителям, дружба с товарищами, светлая юношеская любовь, верность данному слову, жаркие споры на комсомольских собраниях, забота о младших пионерах, мечтательные «хождения по сугробам», поездки в Москву - это и была та дорога, которая привела Ину к подвигу во имя советской Родины.

Двери в жизнь для каждого молодого человека открываются из школы.

* * *

Иностранцы, посетившие нашу страну, изумляются самостоятельности и зрелости мышления советских учащихся.

Для нас это так же естественно, как дышать воздухом.

Недавно английский педагог Парнер из Ливерпуля, выступая на конференции учителей Англии, заявил: «Каждый, кто имел дело с лошадьми, щенятами или маленькими мальчиками, знает, что своевременная порка не только не приносит вреда, а, наоборот, очень полезна». Это, заметьте, говорит не приютский учитель Оливера Твиста времён Диккенса, а учитель обычной школы современной Англии.

Можно ли ждать от учеников этой школы самостоятельности мышления?..

Мне довелось однажды разговаривать с учащимися одного лондонского колледжа. Они организовали «дискуссионный клуб». Всё шло благополучно в этом клубе, пока школьники обсуждали «животрепещущие» темы, вроде «Надо ли уступать место женщинам в метро?», но как только совет клуба предложил послушать доклад «Демократия в Советском Союзе», директор школы наложил свой запрет.

Учащиеся другой лондонской школы вынуждены были скрывать, что они комсомольцы, потому что их могли за это исключить из школы. Коммунистам и комсомольцам не разрешается пользоваться крупнейшими залами и театрами Лондона: Альберт-холлом, Сентрал-холлом, Кингсуэй-холлом, Мемориал-холлом и театром Стеллпикчер. Недавно власти запретили расклеивать в метро плакат «Остановить подготовку к войне», а муниципальный совет лондонского района Марилебон отказался предоставить зал Сеймур-холл под танцы для молодёжи только потому, что этот танцевальный вечер проводило Общество англо-советской дружбы.

Советская школа - это школа воспитания высокого чувства советского патриотизма, гражданского долга, школа высокой культуры и подлинного гуманизма.

Недавно в одной из московских школ ученик ушёл с урока в кино. На другой день он стоял смущённый и пристыженный перед своими товарищами, осуждавшими его поведение. Ученик понял, что поступил дурно. Но когда товарищи сказали, что он ходил смотреть пустой и глупый фильм «Индийская гробница», у мальчика задрожали губы от обиды. «Я смотрел «Повесть о настоящем человеке»!» - сказал он взволнованно.

На Западе и в Америке есть немало любителей поговорить о «большой культуре», о влиянии этой «большой культуры» на человека.

В своё время много говорили о высокой «культуре» немцев, об их первоклассной технике, аккуратности. И что же? Немецкие культуртрегеры побывали в Париже. Что осталось от памятников Гюго и Вольтеру? Пустые постаменты. Немцы не были в Лондоне, но лондонцы должны знать, для чего гитлеровцам была нужна их высокая техника: руины до сих пор стоят в Сити и в районах лондонских доков. Немецкая техника нужна была гитлеровцам для оснащения Майданека, Освенцима и Бухенвальда газовыми камерами...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены