Спор в семье Некрасовых

Г Кожевина| опубликовано в номере №523, март 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мать прислушивается. Из-за деревянной переборки доносятся, перемежаясь, два женских голоса: негромкий, с ясною дикцией, как голос учителя, когда он диктует, и молодой, взволнованный, сбивчивый, звонкий:

- Не понимаю, Ирина, столько лет учили меня, вы же с мамой во всём себе отказывали, чтобы мне помогать, а теперь вдруг, здравствуйте, всё бросить...

- Ты, Саша Некрасова, - и отказываешься?!

«Ещё, чего доброго, перессорятся. И это в первый воскресный день, когда, наконец, все в сборе!...» В суете смены тёмно-красных отсветов и теней из печки мать орудует над воскресным пирогом. Ещё не рассвело, но в комнате, откуда широкой полосой падает в кухню свет, ярче солнечного полудня от электричества. У Некрасовых заведено и в дни отдыха вставать рано. Так было, когда под невысоким, уютным потолком здесь звучал негромкий смех Павла, ирининого мужа, любимца семьи, и гремел, катаясь на трёхколёсном велосипеде по деревянным полам, Юрка, их сын. «Конечно, - соображает мать, теряя и вновь улавливая нить спора, - Ирина много лет в партии, ей виднее».

За краем незатейливой полотняной портьеры с побелевшими в стирках бубенчиками стоит Ирина. Лица её не видно, но мать ли не представит его тотчас мысленно? Опять многотерпеливою мягкостью заменено выражение настороженно хмурое, с которым вернулась она из партизанского отряда. И волосы на затылке острижены по-прежнему коротко, «по комсомольски», только выделяется белая, словно чужая, полоса - след пережитого. (Павел пал в боях за Ленинград, Юрка не вынес многотысячевёрстного пути - эвакуации на Алтай.)

- А папа-то как мечтал, чтобы!... - в утренней тишине звучит растревожено, звонко голос Саши.

Младшая дочь, она двенадцатью годами моложе Ирины. Её девочкой эвакуировали к дальним родственникам на Алтай, там она закончила школу и вот теперь только, после института, приехала домой.

Лицо Саши освещено ярким электрическим светом без тени. Круто очерченный подбородок выдаёт упрямство.

«И Саша тоже права по-своему...» - мать вздыхает и останавливается в дверях.

Саша яростно защищается, выдвигая против сестры доводы, один убедительней другого, как она думает.

Саше нелегко далась учёба. Отношения с родственниками на Алтае были совсем не те, о которых говорила Саша в письмах. И четырёхлетний Юрка болел серьёзно и долго... А горечь утраты, чувство непоправимой вины перед сестрой? И без вестей от Павла. Сколько раз решала бросить всё, пойти работать на завод. Но вспоминала мечту отца, наказ родных: отправляя её, они твердили:

- Одно помни: учись, мы все будем этим жить... И оставалась, училась.

- И, наконец, я географ! - взрывается Саша.

- Не о том речь, - останавливает её Ирина поднятием руки, как в классе. - Уроки географии ты можешь вести.

Ирина сама вызвала Сашу на разговор. Дело в том, что не успела Саша приехать, как вызвал её райком комсомола, затем - партии. И Фёдор, когда-то дружок Павла и одноклассник Ирины, теперь секретарь райкома партии, заявил, что «есть мнение» направить Сашу в школу старшим пионерским вожатым. Помнят, как в школе ученицей она работала с младшим отрядом. Есть «дар». Живая, умеет организовать. «Так, вдруг!» - воскликнула Саша. «Вдруг, Саша, ничего не бывает», - возразил ей секретарь. А Саша: «В порядке комсомольской дисциплины - пожалуйста!».

«Нет, - волновалась Саша, сбегая по райкомовской лестнице, - придумали тоже! Что за ерунда? Вон сколько у них десятиклассников. Подберут!»

- Вчера у меня Нина была! - выкрикивает Саша, с силой прижав к бокам две диванных подушечки (как будто они-то и придают ей неуступчивость); она выкладывает «доводы», в сущности, хватается за что попало. - Помнишь, толстенькая такая? Она вожатая. Замучилась! С утра и до вечера на обе смены. А в воскресенье она же их и в кино и в театр.

Ирина нетерпеливо пожимает плечами. Саша видит: сестра подалась вперёд, сейчас заговорит. И Саша выпаливает со страхом:

- А Павел-то! Он... Ирина выставляет руку ладонью вперёд:

- Оставим Павла. А если уж на то пошло, то Павел был коммунист верный. Всегда шёл, куда партия пошлёт, даже на смерть.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены