Дмитрий Хворостовский: «Я всегда искал в себе внутренний баланс»

Евгения Гордиенко|22 Ноября 2017, 16:09
  • В закладки
  • Вставить в блог

Памяти великого артиста

 

 

 

Печальное  известие о том, что не стало Дмитрия Хворостовсого,  пришло к нам через несколько дней после сдачи в производство декабрьского номера «Смены», в  котором был размещен материал о нем. Коллектив редакции скорбит вместе со всеми, кто любит и ценит творчество этого великого артиста и приносит глубочайшие соболезнования его родным и близким. 

 

Он родился 16 октября 1962 года в Красноярске, в семье Александра Степановича Хворостовского, инженера-химика, и Людмилы Петровны, врача-гинеколога.  Несмотря на вполне приземленную профессию, отец будущей оперной знаменитости прекрасно играл на рояле и обладал красивым глубоким баритоном. В доме хранилось множество пластинок с редкими записями: Тито Гобби, Энрико Карузо, Мария Каллас, Федор Шаляпин, Марио Ланца...  Все это юный Дмитрий мог слушать до бесконечности. И слушал, и полюбил.

По его собственным воспоминаниям, пел он всегда. Родные несколько корректируют эти данные: впервые, по их словам, Дмитрий запел года в четыре. Вскоре подоспело и время осваивать рояль, а затем – как и всем детям из интеллигентных семей – поступать в музыкальную школу. И если в ней все складывалось хорошо (хотя педагоги в мальчике видели скорее будущего великого пианиста, чем певца), то в общеобразовательной  школе юный Хворостовский особых успехов не имел. В выпускном классе он получил разгромную характеристику и предпочел об этом непростом времени забыть.

Тем более что нужно было выбирать место для поступления. Дмитрию советовали поступать в Красноярское училище искусств, однако он выбрал педагогическое училище имени Горького, где получил специальность преподавателя музыки. Не исключено, что сделано это было с дальним прицелом – в конце концов, всегда нужно иметь в руках «земную» профессию, а не надеяться только лишь на талант – пусть и огромный.

Однако училище, к тому времени уже именовавшееся Красноярским государственным институтом искусств, все же настигло Хворостовского. Он поступил туда через несколько лет, успев к тому времени увлечься новомодными музыкальными направлениями, среди которых был и хард-рок, и даже поучаствовать в выступлениях любительской музыкальной группы.

В институте Дмитрий учился у Екатерины Константиновны Иофель, которая вырастила многих будущих гениев оперной сцены. Только ее Хворостовский видел своим преподавателем, а вот великий педагог не сразу согласилась взяться за обучение  юного таланта. Она вспоминала: «Когда Дима ко мне пришел после хорового факультета и попросил взять к себе в класс, я ему отказала, так как была перегружена – у меня был первый выпуск моих студентов. И тогда за него стали просить все! И Димины родители меня уговаривали, и его педагоги из педучилища, и мой старый друг - настройщик пианино. В общем, я сдалась, и мы начали заниматься. Я стала его исправлять. Он взъерепенился: «Так что ж, я ничего не умею?!» А я ему: «А голос-то откуда идет?» В начале третьего курса был уже значительный прогресс. Представьте только: он вставал у рояля, а я садилась в другой конец класса – и мне достаточно было одного взгляда, чтобы он меня понимал и делал, как надо! Тогда его пригласили выступать с симфоническим оркестром».

Хворостовский признавался, что уроки Екатерины Константиновны пронес с собой через всю жизнь. Однако после этого тему педагогов для себя закрыл и дальше уже занимался только самообразованием.

Карьера оперного певца у Дмитрия началась еще во время его учебы –  в 1985 году – на сцене красноярского театра оперы и балета. Он принимал участие почти во всех классических постановках: «Пиковая дама», «Иоланта», «Травиата», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы». 

Но вскоре стало понятно, что в родном Красноярске такому таланту попросту тесно. Настало время выходить на всероссийскую и международную сцену. Этому способствовало получение множества премий конкурсов, в которых участвовал Хворостовский. Он получил Первую премию Всероссийского конкурса вокалистов и Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки, Гран-при международного конкурса в Тулузе, стал лауреатом международного конкурса в Ницце, победителем престижного международного конкурса «Кардиффские голоса» в столице Уэльса и получил еще множество других наград…

Эта победа в Кардиффе и стала переломным моментом – о русском оперном певце Дмитрии Хворостовском узнал весь мир.

Узнал – и ахнул. Потому что помимо роскошного голоса, который он предъявил миру, Хворостовский показал еще, что оперный певец может выглядеть…ну, не как рок-звезда, конечно, но все же совершенно непохоже на признанный канон тучного и не всегда симпатичного оперного исполнителя. Молодой, но с роскошной гривой абсолютно седых волос, атлетично сложенный, идеально выглядевший что в костюме, что во фраке, что в джинсах, что в кожаных штанах, Хворостовский на долгое время стал едва ли не секс-символом оперной сцены. Был момент, когда журнал «People» даже включил его в список 50 самых красивых людей мира. Сам певец, правда, относится к этому весьма скептически, считая, что все это вторично. Голос – вот что на самом деле важно. Кстати, знаменитая седина Хворостовского – просто гены. Мама Дмитрия начала седеть, когда ей было чуть за двадцать, а он сам, по его собственным словам, – едва ли не с семнадцати лет.  

После успеха в Кардиффе для Хворостовского были открыты все оперные сцены мира – в Берлине, Милане, Вене, в лондонском «Ковент-Гардене» и нью-йоркской «Метрополитен-опере». Россия не осталась в стороне – Дмитрий часто пел как в Мариинском театре, так и в Государственном Кремлевском дворце.

К моменту прихода популярности Хворостовский успел жениться. Во время учебы по нему страдали все девушки от первого до пятого курса. Еще бы, талантливый красавец, к тому же умный и галантный. Но Дмитрий выбрал ее – балерину Светлану Иванову. Она была разведена и растила ребенка. Екатерина Иофель была решительно против этого брака и обещала выгнать Хворостовского, если он женится. Причем возмущал ее не сам факт женитьбы, а кандидатура избранницы – репутация у девушки была не лучшей. Хворостовский обещал повременить с женитьбой, но мнения своего не изменил.

Впоследствии выяснилось, что все, кто так или иначе намекал Дмитрию на ошибочность его выбора, оказались правы. Супруга не хранила ему верность, и однажды это едва не кончилось плачевно для всех.

Дмитрий, решив сделать жене сюрприз, вернулся с гастролей раньше, и застал ее с любовником – одним из своих друзей. Завязалась драка, досталось всем: и любовнику, и неверной жене. Хворостовский едва не попал под суд, но за него поручились многие, в том числе оперная певица Ирина Архипова. Дело замяли, а брак, на удивление, продержался еще долго: супруги вместе уехали в Англию, где через несколько лет у них родились близнецы – Александра и Данила. И все же в 2001 году супруги развелись: Дмитрий оставил семье дом в Лондоне и обязался выплачивать бывшей супруге солидные алименты, которые со временем только увеличивались – по настоянию Светланы. В 2016 году ее не стало – женщина умерла от менингита и острого сепсиса.

Второй супругой Хворостовского стала Флоранс Илли, наполовину француженка, наполовину итальянка, и тоже – оперная певица. Она познакомилась с Дмитрием, когда он еще был женат на Светлане. Вот как он сам вспоминал о том времени: «Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранять семью, поэтому  бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она, в конце концов, нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно вместе».

Жену Хворостовский боготворит до сих пор: «С Флошей моя жизнь радикально изменилась, заиграла яркими красками! Мне и думается, и дышится, и поется легко. Я всегда искал внутренний баланс и благодаря этой женщине нашел его. Все встало на свои места. Флоша позволяет мне быть самим собой, с большим пиететом относится к тому, что я делаю в профессии, – и для меня это очень важно».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

det , 14.12.2017 19:46

Жаль... Хороший был певец и человек

dron88 , 10.03.2018 19:42

Да, очень жаль. Человек и вправду был хороший, да и как певец тоже отличный.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Житие инженера Кипреева

18 июня 1907 года родился Варлам Шаламов

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель

Лучший кукольный театр мира

16 сентября 1931 г. в Москве создан Академический Центральный театр кукол при Центральном Доме художественного воспитания детей