Лучший кукольный театр мира

Леонид Лернер|5 Июля 2012, 10:05
  • В закладки
  • Вставить в блог

16 сентября 1931 г. в Москве создан Академический Центральный театр кукол при Центральном Доме художественного воспитания детей

 Сергей Образцов рассказывает о своей оаботе

опубликовано в номере №404, Март 1944

... Над ширмой появляется мастерски сделанная кукла. Она поёт, жестикулирует, смеётся, сердится, плачет, приказывает, выполняя волю незримого для публики певца.

Создателем оригинального эстрадного жанра «Романсы с куклой» является заслуженный артист республики Сергей Владимирович Образцов. Талантливый режиссёр и актёр, он отдал работе с куклами много времени и творческой фантазии.

С. В. Образцов - организатор Центрального театра кукол и его бессменный руководитель. Дети и взрослые с равным интересом посещают постановки этого театра, который недавно вновь открыл сезон в своём помещении - в Москве, на площади Маяковского.

Вот что рассказывает о своей работе Сергей Образцов:

- Ради кукол я бросил и профессию художника, о которой мечтал с раннего детства и потом долго учился живописи и графике в Вхутемасе, и профессию актёра обыкновенного театра, хотя играл в московских театрах крупные роли.

Началось моё увлечение с простого дурачества. Куклы сперва развлекали только меня самого да моих домашних и товарищей по университету и Вхутемасу. Но однажды кто - то предложил мне выступить в концерте. И вот совершенно неожиданно зрители проводили кукол весёлыми дружными аплодисментами. С этого началось. Куклы обманули меня: из случайных спутников моей жизни они стали её хозяевами... С тех пор прошло больше двадцати лет. Я много и часто выступаю в концертах. Мои куклы смеются над сантиментальностю цыганских романсов, над манерой исполнения классических арий, над плохими, штампованными ораторами. Две собаки поют: «Мы только знакомы»; две кошки - «С тобою мне побыть хотелось»; огромный белый медведь поёт шуточный романс о Папанине; пьяница исполняет романс «Налей бокал, в нём нет вина», а Муссолини - арию «Смейся, паяц!», и из его глаз брызжут слёзы. В моём репертуаре есть Бизе и Чайковский, Мусоргский и Даргомыжский, Ильф и Петров и Маяковский.

Помимо концертных выступлений уже больше десяти лет я веду другую работу: руковожу Государственным центральным театром кукол. Началось это дело тоже с маленького. Собралось шесть актёров, и для работы нам дали маленькую комнату. Сейчас это большой театр, насчитывающий около двухсот работников, с бюджетом в два миллиона рублей. Театр играет и для детей и для взрослых. Мы поставили «Каштанку» Чехова, сказки «По щучьему веленью» и «Кот в сапогах», «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Лампу Алладина» (из «1001 ночи»), «Король - олень» Гоцци. У меня появились друзья и соратники: актёр и драматург Е. Сперанский, режиссёр В. Громов, художники Б. Тузлуков и В. Терехова. Все они так же, как и я, целиком захвачены Театром кукол.

Что же нас увлекает? Постараюсь объяснить. В каждом виде искусства: в литературе, живописи, скульптуре - во все времена были художники, создававшие произведения фантастические, в которых было много острой, бичующей сатиры. Вспомните Гоголя, Свифта, Крылова, вспомните народные сказки. Фантастика помогает увидеть жизнь острее, обобщеннее, выпуклее. Вот этой огромной силой фантастики обладают и куклы. Они могут зло издеваться над недостатками человека, и они же могут показывать героическое и романтическое.

Увлекает нас и то, что куклы могут играть сюжеты, постановку которых невозможно осуществить ни в каком другом театре.

В спектакле «Кот в сапогах», например, есть великан - людоед. Он в десять раз больше, чем его пленники. Этого нельзя сделать в обыкновенном театре. В «Ночи перед Рождеством» Вакула летит верхом на черте. В спектакле «Лампа Алладина» из волшебной лампы вырастает чудовище - джин. В сказке Гоцци «Король - олень» король превращается в оленя, а Бригелла - в попугая. В этих постановках много фантастического и смешного, но много и романтического, героического, лирического.

В этом году мы хотим показать новые постановки: «Маугли» (инсценировку по Киплингу), весёлый спектакль - концерт «Мюзик - холл» и современную комедию, над которой работает актёр и драматург Евгений Сперанский. В этом спектакле будут действовать и куклы и живые люди.

За время войны наш театр объехал десятки городов Советского Союза, много играл на фронтах. Кроме того, мы создали шестнадцать красноармейских фронтовых кукольных театров, поставив им специальную антифашистскую программу.

 

 Лучший кукольный театр мира

 Леонид Лернер

опубликовано в номере №1056, Май 1971

Тихо в зимнем саду. Не поет Яшка — лучший солист «канареечной труппы» Образцова. Он сидит в клетке на яблоне и косит сонным глазом на миниатюрный золотой лист. Как и любому уважающему себя солисту, ему нужен свет люстр и шум публики. Но загадочно темны елизаветинские люстры под потолком фойе. Спят в них горячие и холодные огни...

На вешалках пусто: закончилось утреннее представление. Восемьсот постоянных обитателей фойе: стражники, принцы, цыганки, коты, черти, танцовщицы, факиры, ведьмы — куклы сорока стран мира как бы прислушиваются к удивительной тишине, пожалуй, самого шумного на свете театра. Но я знаю, что жизнь здесь не замерла, а просто отодвинулась в глубину, в самое его сердце.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Нежный гений

3 февраля 1809 года родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон

Песня для нас

17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев

Любимая "Мымра"

8 декабря 1934 года родилась Алиса Бруновна Фрейндлих