Дебюты молодых

Э Таде| опубликовано в номере №814, апрель 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пробовали ли вы когда-нибудь бороться со своими руками? По всей вероятности, нет. А вот Настеньке Вертинской пришлось с ними бороться долго и упорно. Оказывается, она всю жизнь не умела правильно двигаться, разговаривать, слушать, смотреть, бегать. И выяснилось это на первой кинопробе в фильме « Алые паруса» , в котором она играет Ассоль.

Сидя в темном просмотровом зале, Настенька с изумлением следила за тоненькой испуганной девушкой, которая напряженно и безуспешно пыталась выполнить на экране задание режиссера. Неужели это она?

У каждого актера творческая судьба складывается по-своему. К одному удача приходит с первой роли, другой добивается признания долгим и кропотливым трудом.

Когда у молодого актера Юрия Назарова, выпускника театральной студии имени Щукина, спросили, какие роли он играл в студии, то он, не задумываясь, ответил: « Моей дипломной работой была роль милиционера на мосту в спектакле « Весна в Москве» . Текст роли умещался на одной страничке записной книжки. Вот, пожалуй, и все!»

У тех, кто видел Назарова в новом фильме « Последние залпы» , такой ответ вызвал невольное удивление: не может быть, чтобы

И все же, несмотря на неопытность юной актрисы, постановщик фильма Александр Птушко утвердил ее на роль Ассоль. Его привлекла молодость, непосредственность и несомненный талант Вертинской. Ей недавно исполнилось 16 лет. Высокая, хрупкая, с тонкими, нежными чертами лица, девочка внешне необыкновенно подходила к образу Ассоль. Особенно поражали ее миндалевидные, мечтательные глаза, которые придавали всему облику девушки особую прелесть и своеобразие.

С трепетом и волнением Настенька раскрыла замечательную повесть « Алые паруса» .

Этот несомненно талантливый и глубокий актер, создавший в фильме сложный психологический образ, играл большую и серьезную роль впервые в жизни! Тем не менее это так.

- Как же случилось, что вас, молодого актера, пригласили в фильм на столь ответственную и трудную роль?

- Как? Собственно говоря, это произошло очень просто. Однажды я дежурил на студенческом вечере. И мне приходилось распоряжаться первокурсниками, помогавшими установить порядок в зале. Случайно на мой командирский тон и движения обратил внимание ассистент режиссера со студии «Мосфильм», который приехал к нам подбирать.

Ей казалось, что она, понимая и чувствуя образ Ассоль, тут, же сможет сыграть ее. Ведь Ассоль - ее любимая героиня! Но не так все было просто. Вместе с известной актрисой и педагогом Серафимой Бирман Настенька прожила заново всю жизнь Ассоль. Разбирая каждую строчку, каждую фразу Грина, она старалась понять характер героини, поэтический строй ее мыслей и чувств.

На съемку Настенька явилась подготовленной. Началась работа. Вертинская стремилась передать главное в образе Ассоль - ее чистоту и поэтичность. Снимаясь, она всегда помнила, что говорил Грин о своеобразной природе героини: в ней жили всегда две девушки, « две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившего игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое» .

Съемки уже закончены, фильм « Алые паруса» скоро выйдет на экраны. Позади остались бессонные ночи, творческие сомнения, споры, горести и радости. Теперь работу съемочного коллектива будут оценивать зрители. С волнением ждет откликов о своей работе и Вертинская. Она твердо решила стать актрисой. Сейчас Настенька кончает девятый класс в школе рабочей молодежи. Интересы ее разнообразны - увлекается музыкой, спортом, изучает английский язык. А главное - всерьез готовится к поступлению в театральный институт. Настенька понимает, как мало она еще умеет и как много нужно трудиться, чтобы стать настоящей актрисой. Но какую бы роль в будущем Вертинская ни играла, Ассоль навсегда останется в памяти у нее самой дорогой и самой любимой ролью.

актеров на роль капитана Новикова в фильме « Последние залпы» . А на другой день меня вызвали на кинопробы.

Этот курьезный случай помог раскрыть настоящего, одаренного актера.

В фильме « Последние залпы» капитан Новиков - человек железной воли и необыкновенного мужества. В его спокойных, скупых жестах чувствуется огромная внутренняя сила, которой невольно подчиняются все окружающие. Строгое лицо, усталые и прищуренные глаза, суровые складки губ - от всей фигуры капитана веет зрелостью, опытом, уверенностью. Сколько лет этому человеку? Кажется, он не молод. И только на одно мгновение, когда один из героев фильма спрашивает Новикова, сколько ему лет, зритель вдруг замечает, что перед ним молодой человек, которому едва перевалило за двадцать.

В своей первой роли Юрий Назаров дал точную психологическую характеристику своего героя. Это большая творческая удача молодого актера.

Сценарист фильма Юрий Бондарев, наблюдая за работой молодого актера, отмечает: « Юрий Назаров играет настолько достоверно, что иногда на съемках фильма мне казалось, что я знаю его очень давно: от его манеры говорить, отдавать команды, носить оружие так и веяло теми жестокими годами, когда моему поколению суждено было воевать».

Естественно, что после удачного дебюта Юрий Назаров получил много предложений сниматься в новых фильмах. Сейчас он заканчивает съемки на студии имени М. Горького в фильме « Под Москвой», рассказывающем о тяжелых годах войны. Но молодой актер мечтает создать образ своего современника.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пришельцы из космоса

Из цикла рассказов в кают-компании