"Чугунная" императрица

Светлана Бестужева-Лада|14 Октября 2013, 14:17
  • В закладки
  • Вставить в блог

14 октября 1759 года родилась императрица Мария Федоровна, вторая жена Павла I

 

 

Опубликовано в № 9, 2013

Ни один из русских писателей-историков не нашел для этой женщины ни единого доброго слова. Нелюбимая невестка великой Екатерины, верная и любящая жена, мать четверых сыновей, двое из которых стали российскими императорами, и пяти дочерей, королев, эрцгерцогинь и великих герцогинь в замужестве, вдовствующая императрица, до конца дней оплакивавшая вероломно убитого мужа – она всегда появлялась на страницах исторических романов как некий карикатурный персонаж. Тупая, толстая немка, способная только рожать детей, мешавшая своему старшему сыну правильно воспитывать братьев, устроившая себе в Павловске немецкое мелкое княжество…

Благоверная императрица Мария Федоровна, в девичестве – принцесса Вюртембергская,  супруга Великого князя, а затем императора Павла Первого, ничем не заслужила такого отношения к себе.

 София-Доротея-Августа-Луиза, принцесса Вюртембергская, родилась в октябре 1759 года и уже в тринадцать лет славилась своей красотой среди множества немецких принцесс. От нее пришел в восторг посол Екатерины II, Ассенбург, который подыскивал в Германии невесту для цесаревича Павла, и рекомендовал императрице именно ее. Но… тринадцать лет! Ассенбург даже предложил своей повелительнице взять девочку на воспитание к русскому двору, чтобы получилась идеальная невестка и будущая императрица российская.

Но Екатерина не желала так долго ждать внуков, да и отец Софии – герцог Фридрих-Евгений – был вовсе не в восторге от перспективы отправить свою девочку воспитываться при русском дворе, нравы которого были прекрасно известны всей Европе. Так что Павел женился (правда, по страстной любви с первого взгляда… на портрет невесты) на принцессе Августе-Вильгельмине-Луизе Гессен-Дармштадтской, получившей при крещении имя Натальи Алексеевны. Молодая великая княгиня не блистала красотой, отличалась вздорным характером, изменила своему жениху еще до свадьбы и продолжала изменять на протяжении всей супружеской жизни, несколько лет не могла забеременеть и в результате скончалась вместе с младенцем во время невероятно тяжелых родов.

Екатерина, не любившая признавать своих ошибок, вздохнула с облегчением, дала безутешному вдовцу-сыну возможность ознакомиться с любовной перепиской покойной супруги и месяц передышки, а потом объявила, что выбрала ему новую супругу – ту самую вюртембергскую принцессу, которой к этому времени уже исполнилось семнадцать лет.

Стройная, высокая, смолоду величественная, София, безусловно, была рождена для короны. И не для короны какого-нибудь мелкого герцога: сватовство принца Людвига, брата первой супруги цесаревича Павла, было решительно отвергнуто. Самой судьбой Софии было предначертано жить в России, стать супругой императора Павла I и долгие месяцы и годы общаться с Екатериной II, матерью своего мужа – задачи, которые заурядной натуре были просто не по плечу.

Павел, по понятным причинам не доверяя больше портретам,  поехал в Берлин, чтобы своими глазами увидеть будущую супругу. И… снова влюбился с первого взгляда в высокую, пышную, белокурую принцессу, сразу почувствовав, что «Бог послал ему ангела во плоти»,  о чем тут же оповестил свою матушку.

Дело семимильными шагами шло к свадьбе.

И жениху, и невесте, казалось, что теперь их жизнь будет непрерывным счастьем. Принцесса усердно учила русский язык, дабы лучше понимать свою будущую новую родину, цесаревич осыпал ее нежными посланиями.

30 сентября 1776 года великий князь Павел Петрович и принцесса София, принявшая в православии имя Марии Федоровны, обвенчались и поселились в усадьбе Павловское, подаренной им императрицей на свадьбу. Первоначально Екатерина была в восторге от своей новой невестки, описывая ее своим заграничным корреспондентам в самых лестных выражениях, среди которых, впрочем, промелькнуло определение «воск».

Но потом восторги царственной свекрови несколько поутихли: женщины были слишком разными, и восторженная сентиментальность великой княгини начала раздражать трезвую и практичную императрицу. Но она пока скрывала свои чувства, и Мария Федоровна, поселившись с обожаемым супругом в Павловске, была совершенно счастлива.

Меньше чем через год после свадьбы великая княгиня родила первенца – Александра. Счастье родителей было безмерным, но… почти сразу же младенца забрала императрица, «дабы воспитать, как положено, будущего императора». Екатерина забыла свои страдания, причиненные ей теткой-свекровью Елизаветой, в точности так же отобравшей у нее первенца.

Мария Федоровна была возмущена, но… сдержалась, надеясь родить ребенка уже «для себя». Однако, когда через два года у нее родился второй сын – Константин, – история повторилась. Второго внука Екатерина готовила к престолу в Царьграде (пока еще Стамбуле), посему окружила его кормилицами и няньками-гречанками. Мария Федоровна втихомолку плакала, но и тут смолчала, а вот Павел недвусмысленно начал высказывать свое недовольство фантазиями матери и открыто намекал, что пора бы уступить престол законному наследнику.

Но мать не собиралась уступать ему власть. Екатерина  то приближала к себе сына и невестку, то отдаляла их от себя. Она даже отправила супругов в длительную поездку по Европе под именем «князей Северных», причем ходили слухи, что  они больше не вернутся в Россию, а престол со временем перейдет к их старшему сыну Александру.

Но Павел и Мария вернулись – в Европе они чувствовали себя чужаками и изгнанниками, несмотря на пышные приемы, которые устраивали в их честь коронованные особы и высшая аристократия. Великая княгиня тосковала по детям: как бы редко она их ни видела в России, но все же сыновья были рядом. А Великий князь… не хотел пропустить долгожданного момента – смерти матери и получения российского трона.

Екатерина II встретила их сдержанно и холодно. Невестка ее уже раздражала, от прежних восторгов и следа не осталось. А Мария Федоровна оставалась приветливой со всеми, преданной супружеским и материнским обязанностям. В 1783 году она родила третьего ребенка – на сей раз девочку, крещеную Александрой. Внучка не слишком интересовала царственную бабку, и великая княгиня, наконец-то, смогла без помех наслаждаться материнством. Тем более что через год на свет появилась вторая дочь – Елена. Теперь семья почти постоянно жила уже не в Павловске, а в любимой загородной резиденции Великого Князя – Гатчине.

Гатчину Мария Федоровна впервые увидела в 1776 году по пути из Германии в Россию, будучи еще невестой великого князя. В то время резиденция принадлежала бывшему влиятельному фавориту Екатерины II - Григорию Орлову. После его смерти Екатерина II выкупила гатчинскую усадьбу с возведенным в ней дворцом в окружении парка, лесов, с деревнями и подарила сыну с невесткой в благодарность за рождение ее первой внучки Александры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Мы говорим: добро пожаловать!

19 июля 1980 года в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры

Булгаков

15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков

Пламя Всемирного фестиваля движения зажигает сердца всё новым поколения молодежи!

С 14-го по 22-ое октября 2017 года в России пройдет XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов ( ВФМС).