Будем изучать языки

опубликовано в номере №132, август 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

МЕЖДУНАРОДНЫЙ юношеский день, Первое мая, как праздник международной солидарности пролетариата, такие мощные демонстрации воли трудящихся всего мира, как первоавгустовский Международный красный день в этом году - все это символы нашей эпохи, эпохи решительного и уже неотвратимого наступления интернациональной пролетарской общественности.

«Советский Союз - социалистическое отечество трудящихся всего мира» - это не лозунг, не фраза, а самая доподлинная действительность, подтвержденная многочисленнейшими фактами.

Из года в год крепнет наша связь с мировым пролетариатом, и никогда, как теперь, потребность непосредственного общения между рабочими всех стран не выражалась в такой живой, нетерпеливой и действенной форме.

Ежегодно у нас на территории Советского Союза происходит целый ряд интернациональных съездов и конференций.

Делегации иностранных рабочих, приезжая в СССР, в противоположность всяким буржуазным делегациям, посещающим буржуазные страны, прежде всего хотят непосредственно познакомиться с жизнью рабочих Советского Союза. Иностранные специалисты участвуют в нашем строительстве, все учащаются случаи, когда рабочие - иностранцы бросают предприятия капиталистов на родине и решаются отдать свои силы нашей индустрии; зарубежные тт. вкладывают свои сбережения в наши займы индустриализации; группы иностранных рабочих едут подлечиться на первых в мире рабочих курортах СССР; с Октябрьского вокзала в Москве мы встречаем тт. - участников классовых боев с буржуазной реакцией, как, напр., недавний приезд германских тт., бывших на первомайских баррикадах в Берлине.

Наши комсомольские ячейки устанавливают постоянную связь с зарубежными комсомольскими организациями, шефствуют над ними, и национальные комсомолы в свою очередь шефствуют над отдельными нашими организациями. Возрастает постоянный обмен опытом. По переписке с зарубежными тт. мы проверяем наши производственные достижения в сравнении с уровнем достижений в Европе; мы узнаем правду о «капиталистическом рае».

Многие из нас, вероятно, не один раз испытали мучительную и раздражающую, «немоту», встретившись с нашими гостями - юными пролетариями - иностранцами и не имея в своем распоряжении средств, чтобы войти в живое общение с ними. Несколько жестов, подкрепленных невнятной мимикой, и картаво - выкрикнутое «Kamerade», «Camarade» или «Comrade» - вот и вся убогая сигнализация такого общения, похожего на мимолетное свидание друзей через окна двух встречных поездов.

Не один раз, вероятно, тт., получив на адрес ячейки конверт со штемпелями на непонятном языке, вынуждены были бегать чуть ли не в соседний район, чтобы прочитать послание немецких или английских товарищей, а для того, чтобы ответить на него - испытать еще большие трудности.

Перед лицом всех этих фактов, мы, празднуя Международный юношеский день, не можем не вспомнить об одном из рычагов интернационального воспитания молодежи, только овладев которыми мы сможем принимать серьезное участие в международной работе. Это тем более кстати, что праздник МЮД 'а у нас по сезону совпадает с началом осени, т.е. с тем периодом, когда мы переходим от летней мобилизации нашего внимания на отдыхе, на физкультуре, на туризме к учебе, к клубо - кружковому строительству. Мы говорим об изучении комсомолом, рабочей молодежью иностранных языков.

Это - необходимость, которая для значительных слоев молодежи превратилась в насущнейшую потребность, диктуется нашим молодым силам, нашей молодой любознательности тем обстоятельством, что мы - смена того класса, который осуществляет интернационализацию основ человеческого общества.

Мы молоды, и каждый упущенный год лишает нашу психику той гибкости, которая столь необходима для успешного овладения чужим языком; мы молоды, но чем мы будем старше, тем плотнее надвинется на многих из нас эта необходимость владения иностранным языком вместе с возрастанием интернационального значения СССР.

«Учитесь иностранным языкам: без них вам будет закрыта возможность международной работы и возможность всестороннего развития на почве современных достижений человечества» - эти слова Чичерина, обращенные к молодежи, перекидывают мост ко второму доводу, столь же важному, как и довод укрепления интернациональной связи через изучение языков. Это - вопрос об иностранных языках и социалистическом строительстве.

Успешное участие кадров молодежи в реконструкции всего нашего хозяйства, в социалистической рационализации, в рабочем изобретательстве не может ограничиться одним только энтузиазмом, одним только «хочу нашей классовой сознательности». Оно в равной мере требует внедрения в широкие массы рабочей молодежи научно - технических принципов, усвоения им передовой, новейшей техники в любой отрасли производства.

В Советской стране давно изжито кастовое разделение общества на людей, прирожденных будто бы к физическому труду, и на людей умственного труда. Любой из нас, у которого вчера руки не отмывались от «заводского загара», сегодня может быть призван к срочной учебе, срочному заполнению собой недостающей квалифицированной силы.

Оба эти момента - необходимость массового усвоения новейших технических знаний и гарантия наиболее успешного выделения из рабоче - молодежной среды индустриально - технической интеллигенции - опять - таки во весь рост составят вопрос об изучении иностранных языков.

Не только молодой специалист, не только студент, готовящийся стать специалистом, но и тт., только готовящиеся к вузу, любой активный производственник, любой товарищ, помышляющий об изобретательстве и рационализацией, должны со всей серьезностью поставить перед особой вопрос об изучении иностранных языков.

В заключение несколько замечаний о практике изучения иностранных языков.

Как в действительности обстоит у нас дело с изучением языков? Надо сказать прямо - движение началось, но оно еще недостаточно охватило кадры рабочей молодежи. В кружках, возникших на ряде предприятий (гл. обр. в Москве), процент не только комсомольско-рабочий, но и рабочий вообще - незначителен; кроме того, он подвергается быстрому растаиванию. Недостаточная разъяснительная работа на местах? Неудачный подбор кружковцев - с различной подготовкой? Нечуткий подход педагога? - Какая - то из причин вызывает такое явление. К новому сезону все это надо ликвидировать.

Изучать, но какой язык? Выбор языка не может быть личной прихотью. Недопустимо, чтобы один товарищ требовал: «подайте мне испанскую речь», а другой вдруг - прельстился бы персидской. Практическая целесообразность требует от нас ориентировки на языках немецком и английском.

О русской грамоте и об инязыке. Нередко при вербовке членов в кружок иняза можно услышать такое возражение: «Мы еще плохо знаем родной язык., где уж нам иностранный». Совершенно справедливо, что плохое знание основ родного языка сильно мешает усвоению чужого. Но в практике легко увязать эти два момента, ведя обучение инязыку параллельно с русской грамматикой. На этом надо решительно настаивать перед педагогами, и тогда, изучая инязык, кружковец будет тем самым изучать, и родной.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены