«Болевые точки» молодежной эстрады

Павел Ермишев| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

В поезде Москва–Минск я разговорился с соседкой по купе — девятиклассницей из небольшого городка в Волгоградской области. «Какие ВИА в почете у твоих сверстников, — спросил я. — «Песняры», «Верасы», «Самоцветы», «Веселые ребята»?» «Кому они нужны, эти ВИА! Сейчас в моде группы: «Динамик», «Альфа», «Примус», «Пикник», «Воскресенье». «Ты видела эти группы?» «Нет. Да и зачем? Мы слушаем записи». «А где берете?» «Переписываем друг у друга». «А что, собственно, нравится тебе в их игре — аранжировка, а может, музыка, стихи?» «Я не задумывалась. Просто нравится»

В Белоруссии всего четыре профессиональных ВИА — «Песняры», «Верасы», «Сябры» и «Чаровницы». «Песняры» подготовили яркую программу к 40-летию Победы, «Верасы» — «Во имя мира, жизни и любви», посвященную Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

Вообще же профессиональные ВИА, ныне нередко именующие себя группами, рок-группами, шоу-группами и т. д., не являются сегодня «возмутителями спокойствия», и не они задают тон, и не их слушает молодежь. И осталось-то их всего 145 в стране. А вот самодеятельных ансамблей насчитывается примерно 160 тысяч.

Но вернемся к белорусским ВИА. Их в республике около двух тысяч. И количество это постоянно увеличивается.

Что поражает при близком знакомстве с «творчеством» некоторых ВИА? Полное музыкальное невежество...

В республиканском научно-методическом центре на вопрос, сколько руководителей ВИА имеют музыкальное образование, мне ответили: половина. Правда, чуть позднее назвали более точную цифру — около двадцати процентов. Так что «музыкальное невежество» не совсем полное. Стало быть, 1500 (из двух тысяч) руководителей ВИА в республике вообще без музыкального образования.

Мне не хотелось бы утомлять читателей цифрами, но не могу не назвать все же количество концертов, с которыми выступили ВИА только в системе минкультуры прошлом году. — 17 316 (а это лишь две трети ансамблей). Умножьте эту цифру на самое скромное число зрителей, и получится, что едва ли не каждый житель Белоруссии стал слушателем ВИА. Вот такой музыкальный охват!

А где же их взять — специалистов?

В республиканском министерстве культуры с гордостью сказали, что в нынешнем году Минское музучилище впервые выпустило четверых специалистов, окончивших эстрадное отделение. Эти люди профессионально владеют инструментами эстрадного оркестра, могут самостоятельно инструментовать песни и пьесы и, разумеется, способны возглавить ВИА. Способны. Но, к великому сожалению, никто из них ВИА не возглавил. Ну, а если бы и возглавил и каждый год распределяли бы их только в ансамбли, то через каких-то лет четыреста проблему обязательно решили. Интересно, а что же делать Украине — ведь там 14 тысяч ВИА!

С удивлением я узнал, что в нынешнем году Минский институт культуры открыл эстрадное отделение, и на 50 мест было подано всего 40 заявлений. Недобор...

Грустно было слышать, что в Белоруссии — певческом крае, справедливо гордящемся своими «Песнярами», приходится всего четыре учителя пения на пятьдесят школ.

Но как бы то ни было, тяга у молодежи к музыке огромна. Вот и вырастают там и сям ансамбли, благо на гитаре можно научиться играть и без нот — по цифровой системе. Конечно, при таком самодеятельном подходе уровень будет любительским. Поэтому сегодня на эстраде так много дилетантов. Оказывается. можно петь при полном отсутствии голоса. Электроника вывезет!

Основная масса постоянно функционирующих в Минске ВИА и рок-групп находится в ведении ОМА — Объединения музыкальных ансамблей, подчиненного Управлению культуры Мингорисполкома.

Объединение было создано три года назад, чтобы упорядочить работу ансамблей в ресторанах и кафе — поднять профессиональный уровень, очистить репертуар от низкопробных «кабацких» песен. У этого начинания оказались весьма сильные противники — работники общепита. Раньше каждый ансамбль подчинялся директору ресторана и мог играть все, что закажут посетители. Разумеется, за определенную мзду. Довольны были музыканты, зарабатывавшие, как доктора наук. Довольны были и директора, для которых план — святая святых. И как будто были довольны посетители — ведь можно услышать любую отечественную и зарубежную новинку и заказать все, что угодно, вплоть до «Мурки» и «С одесского кичмана». Правда, ансамбли курировала филармония. Но чисто номинально. Было так всегда, и казалось, будет длиться вечно. Но создали ОМА. И во главе его встал удивительно энергичный и принципиальный человек с огромным опытом партийной работы — Владимир Петрович Казмерчук.

Директору удалось подобрать интересный коллектив единомышленников. И. о. главного дирижера ОМА А. Кочин — член Союза композиторов СССР, автор музыки ко многим фильмам и спектаклям. Два дирижера, Э. Огородник и А. Новохрост, а также старший редактор М. Гришаев — выпускники консерватории, а дирижер отдела свадебных торжеств А. Бернацкий имеет за плечами дирижерско-оркестровое отделение института культуры. Непросто было уговорить высокопрофессиональных музыкантов работать со столь непрестижными ансамблями, как ресторанные...

Словом, в объединение вошли 32 штатных и 82 нештатных ансамбля. Первым делом был издан приказ, запрещающий музыкантам играть «на заказ» — за деньги. Эта мера вызвала бурную реакцию не только музыкантов, но и директоров ресторанов. Последние считали, что такие меры снизят выручку, посетители, дескать, не захотят слушать утвержденную ОМА программу.

...Окраина города. Кафе «Блакитное». Владимир Петрович Казмерчук вручил мне пригласительный билет, из коего явствовало, что здесь можно услышать музыку 30–50-х годов в исполнении аккордеона, скрипки, гитары и ударных.

— Знаете, — рассказал Казмерчук, — этот «старомодный» ансамбль я сначала посадил в центре города в кафе «Лето» — его выгнал директор. Перевел в ресторан аэропорта — и оттуда выжили, потом кафе «Олеся» — и вновь от него отказались. Предложил сюда — они обрадовались: «Это же прекрасная музыка!» Ансамбль прижился.

— Ну, а как с планом? — спросил я.

— Раньше месячный доход был около 4 тысяч. С приходом ансамбля — 12 — 13 тысяч.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наши пикировщики

Так это было на войне

Уточнение диагноза

174 отклика на письмо «Диагноз: фанат»