«Болевые точки» молодежной эстрады

Павел Ермишев| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да-а, цифры красноречивее слов.

А вот кафе «Троицкое предместье». В самом центре Минска. Зал отделан в старобелорусском стиле. Год назад здесь играл ансамбль цимбалистов. Однако кафе план систематически не выполняло, и решили, что во всем виноваты цимбалы. Попросили ОМА заменить их на рок-группу. Заменили. Однако план по-прежнему не выполнялся, но теперь уже жаловаться можно было только на самих себя, чего делать никто не любит.

«Выплеснув» в зал десяток иностранных шлягеров, музыканты вдруг запели по-русски. Но что?! В первой песенке припев завершался такими словами: «Мне мама денег не дает», затем: «Мне папа денег не дает», и, наконец: «Мне сын мой денег не дает», что вполне логично. Следующая песенка посвящалась любителям физзарядки. Правда, припев: «Любил я женщин и вино, играл на деньги в домино, и потому я долго прожил» — начисто перечеркивал смысл посвящения. Но это же шутка, да и не они ее придумали, а группа «Воскресенье», о чем с гордостью поведал солист. А третью песенку ребята позаимствовали у рок-группы «Альфа» (кстати, помните любимые группы девятиклассницы? Они самые!) — «Я московский озорной гуляка». Музыкальный проигрыш — «Цыпленок жареный».

«То, что вы сегодня пели, входит в утвержденный список?» — спросил Казмерчук. «Это мы репетируем новую программу». «На публике? «Любил я женщин и вино»? «Мне мама денег не дает»?» — В голосе зазвучали нотки гнева. «А чего вы хотите? — заявил один из музыкантов. — А вам должно быть стыдно, — вдруг обратился он ко мне, — это же Есенин!»

Стало обидно — за Есенина. Выходит, каждый может взять произведение классика, «приляпать» к нему блатную мелодию и безнаказанно распространять по стране.

Ансамбли могут играть и петь хорошо, придерживаясь утвержденной программы, если знают, что их контролируют. То, что могут хорошо, — в этом я убедился, и это радует. Одно меня интересует: какая сила заставляет некоторых из них играть пошлятину, блатную «махру»?

— Сила эта — деньги, — ответил Казмерчук. — Подвыпившие новоявленные купчики, демонстрируя свою «широту» и «всемогущество» перед девушкой или друзьями, заказывают, и порой за немалые деньги, любую пошлость. И далеко не всегда музыканты могут устоять перед соблазном. Мы решительно боремся с этим, лишаем за нарушения надбавки музыкального руководителя. Действует! Ежегодно проводим смотр-конкурс ансамблей, определяющий степень профессионализма каждого из них. Лучшие переводим в предприятия высшей категории, а занявший последнее место расформировываем. От людей, не имеющих музыкального образования, мы постепенно избавились. Многие руководители прошли учебу на курсах при республиканском институте повышения квалификации работников культуры. Создали уже четыре концертных программы в ресторанах — посетителям они пришлись по душе.

Репертуар тоже очень важная проблема. Особое внимание уделяем произведениям белорусских композиторов. Сегодня вы можете услышать в кафе и ресторанах Минска песни И. Лученка и Л. Захлевного, В. Иванова и Э. Зарицкого. Немало звучит и народных песен...

И все же в Минске существует немало «вольных» ВИА, которые за приличную плату сеют пошлость и безвкусицу.

— Чтобы поставить заслон доморощенным ВИА, имеющим, кстати, прекрасную аппаратуру за 15 — 20 тысяч рублей (можете представить, какие деньги они зарабатывают!), мы в начале нынешнего года создали в ОМА отдел свадебных торжеств, — рассказывает Казмерчук. — Он объединяет 82 ансамбля. Все они на договоре. В основном это техническая интеллигенция. Многие имеют за плечами музыкальную школу и даже музучилища. Работают по твердым расценкам на свадьбах в столовых и кафе по субботам и воскресеньям.

В начале многие «вольные» ВИА избегали нас: мы же ограничиваем их свадебный гонорар. Но когда почувствовали, что «кольцо сужается» — мы ведь регулярно «отлавливаем» незарегистрированные ансамбли, а кроме нас, еще и БХСС, и комсомол, — вынуждены были пойти в ОМА. Проблем, конечно, хватает, ведь отдел существует меньше года. Но уже сейчас уровень и репертуар этих 82 коллективов в большинстве своем соответствует нашим требованиям. Уверен, недалек тот день, когда и все остальные «вольные» ВИД придут в ОМА.

Жанр ВИА любим молодежью, и надо многим организациям приложить недюжинные усилия, чтобы ансамбли и рок-группы действительно радовали поклонников легкой музыки. А трудностей много. Каковы же пути устранения их? Чтобы услышать ответы, я побывал в Министерстве культуры, в республиканском научно-методическом центре, в Управлении культуры и в Управлении общепита Мингорисполкома, в отделе культуры ЦК партии республики. И везде звучало одно: «Нужны квалифицированные кадры».

Понятно, кадровую проблему разом не решишь и 1500 руководителей ВИА за год не подготовишь. Равно как и сотни учителей пения. Да к тому же большинство выпускников муз- и культ-просветучилищ, а также института культуры оседают в крупных городах, работают не по распределению и нередко не по специальности, а уж про глубинку и слышать не хотят.

Вместо конкретных предложении я чаще всего слышал сетования (в общем-то справедливые) на то, что музыкальные издательства мало печатают нотной и методической литературы, что низка специальная подготовка в культ-просветучилищах, что необходимо изменить структуру районных и городских домов культуры.

Республиканский методический центр два раза в год проводит пятидневные семинары для шестидесяти руководителей ВИА. Но это же капля в море!

Заместитель заведующего отделом культуры ЦК КП Белоруссии Павла Петровна Украинец сказала, что никто ВИА не собирается упразднять — это проще всего. А вот направлять их, учить гораздо сложнее. Сейчас рассматривается предложение открыть при консерватории, институте культуры и музучилищах курсы для руководителей ВИА. Все ансамбли республики будут переаттестованы. Новые коллективы смогут появиться только там, где есть квалифицированные руководители. В четырех музучилищах вводится курс клубоведения, чтобы выпускники смогли работать в культпросветучреждениях.

Кстати, о довольно слабой профессиональной подготовке культпросветработников средней квалификации, от которых отказываются клубы и дома культуры, поведали мне и в Министерстве культуры РСФСР.

Интересное предложение услышал я в отделе культуры ЦК комсомола Белоруссии. В каждом областном и районном городе есть музыкальные школы, в которых преподают только профессиональные музыканты. Так почему же вместо дорогостоящих поездок в столицу не проводить подобные занятия с руководителями ВИА в музыкальных школах? Это и дешевле, и охват шире.

Командировка в Минск завершалась встречей с И. М. Лученком, композитором, ректором консерватории, председателем правления Союза композиторов Белоруссии, членом ЦК Компартии республики.

— В 70-е годы ВИА основательно потеснили солистов, — сказал Игорь Михайлович. — Более того, они стали главными «кормильцами» филармоний. Лучшие концертные площадки, дворцы спорта и стадионы были отданы ансамблям. У популярных групп появились тысячи подражателей. Молодежь привлекла доступность в овладении гитарой. Поэтому-то сейчас в стране только зарегистрированных электрогитарных ансамблей 160 тысяч. К сожалению, министерства культуры, средства массовой информации, музыкальные издательства долгое время игнорировали ВИД, а если, и писали о них, то только критические материалы. Никто ими не занимался. Ноты для них не издавали, подавляющее большинство даже профессиональных композиторов-песенников музыки для них не сочиняли. Вот искусственно созданный вакуум и заполнили западные, а также самодеятельные, дилетантские опусы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Правила для двоих

Этика поведения

Мститель

Так это было на войне