Как не растеряться на «ярмарке профессий»

Надежда Майданская| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Школьные перемены

Два раза в месяц, в первую и третью субботу, тянется в музей цепочка посетителей одного приблизительно возраста, уже не детей, еще не взрослых — старшеклассников. Причем не только москвичей. Из области приезжают. В надежде, что уж специалисты — а среди них преподаватели вузов и ПТУ, работники научно-исследовательских институтов, психологи, социологи, врачи, ветераны труда — помогут развеять сомнения.

Однако рецептов, гарантирующих выбор профессии, в которой человек раскрылся бы полностью, не существует. В чем же тогда суть консультаций?

Тем, кто уже более или менее определился в своем выборе, специалисты расскажут о задачах и проблемах той или иной отрасли хозяйства, о новых профессиях и о тех, у которых при старом названии давно изменилось содержание. Посоветуют и учебное заведение. Ну, а тем, кто еще на перепутье — к психологам.

— В школе математика и физика даются легко, — рассказывает десятиклассница Светлана Колосова, — а попробовала ходить на подготовительные курсы в Московский институт инженеров транспорта — не потянула.

— А какие журналы читаете, книги? — спрашивает ее психолог Юрий Пахомов.

— Программные в основном.

— Журнал Знание — сила» не приходилось листать?

— Нет. Брат выписывает «Науку и жизнь», просматриваю иногда.

— Света, а общественной работой вы занимаетесь?

— Была в редколлегии стенгазеты. Ушла. Работала с октябрятами. Не справляюсь...

— Ну. а шить, готовить вам нравится?

— Готовить люблю, но если что-то не получается, больше не берусь.

— А кем в детстве хотели быть?

— Воспитателем в детском саду. Артисткой мечтала стать, но ведь в театральный не попасть...

— А что вам нравится в профессии артиста?

— Все нравится, да ведь туда не попасть...

— Ну, а если отбросить, что не попасть? Вы попали. Представьте, что вы уже артистка.

— Интересно. Жизнь разнообразная.

— А потребность что-то сказать людям чувствуете?

О чем думают старшеклассники, выбирая профессию? Если не принимать в расчет наставления родителей, руководствуются они желанием или приобретенными навыками к какому-либо труду. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но и на том, и на другом можно споткнуться. Ибо навыки к труду еще не профессия. А желание часто зиждется на иллюзорных представлениях, внешней привлекательности той или иной специальности — то есть мотивах часто случайных. Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности молодого человека, дать совет, но ни в коем случае не рецепт — вот задачи психологической службы консультационного пункта. Решать их помогают специальные методики. Одна из них разработана в НИИ трудового обучения и профориентации Академии педагогических наук СССР профессором Е. Климовым. Суть ее вот в чем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Правила для двоих

Этика поведения

Доверие

24 февраля — выборы в верховные советы союзных республик и местные советы народных депутатов

Один против танка

Так это было на войне