Бицепс для манекена?

Юрий Рагозин| опубликовано в номере №1455, январь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что такое культуризм? Безобидная накачка мускулов или стремление взять реванш за какие-то неудачи? Желание выглядеть красивым или потребность ощущать в чем-либо превосходство над остальными?

Чем опасно суперменство и какую пользу можно из него извлечь?

Вопросы эти мы слышим уже не первый год. Движение «телостроителей» то затихало, то вновь набирало силу. Ютившиеся поначалу в тусклых подвалах, культуристы постепенно проторили себе дорогу во дворцы спорта, где уже есть кому «себя показать».

Так что же скрыто за могучими бицепсами?

Они стояли на сцене, ощущая себя по меньшей мере героями Эллады. Их мощные торсы в свете юпитеров блестели, как глицериновые слезы.

«Приготовились!» — раздалась команда.

Зал замер...

Еще совсем недавно о культуризме говорили как о чем-то антиспортивном. А мальчишки, подрастая, боролись с домоуправами за возможность отремонтировать своими руками заброшенный подвал, натащить туда гантелей, гирь и начать «работать металл».

В противовес почти бранному слову «культуризм» было изобретено нейтральное, вроде как бы не с чужого голоса — «атлетическая гимнастика». В ряде стран принят другой термин — «бодибилдинг» («телостроительство»). Упражнения с отягощениями применялись для развития силы и красоты тела еще в Древней Греции и Риме и получили распространение во многих странах. В конце прошлого века немецкий спортсмен Э. Зандов разработал основы современного культуризма. С 1901 года стали проводиться международные конкурсы красоты мужского тела, а с середины 20-х годов — ежегодные чемпионаты мира. В 1946 году была создана международная федерация, которая ныне объединяет около сорока национальных. Однако международные спортивные федерации и Международный Олимпийский комитет не признают культуризм видом спорта, а конкурсы — спортивными соревнованиями. В конце пятидесятых годов возник профессиональный культуризм, провозгласивший культ объема мышц и игнорирующий общую гармонию физического развития и здоровья человека.

Для настоящего штангиста «культурист», так же как для культуриста «штангист», звучит чуть ли не оскорблением. Они относятся друг к другу с чувством тайного превосходства и легкого внешнего презрения. Штангисты считают культуристов слабаками, культуристы штангистов — толстыми и уродливыми, себя — воплощением гармонии.

До недавнего времени отечественному культуризму жилось не сладко: его как бы не было. Специального инвентаря, естественно, наша промышленность не выпускала и, кстати, ныне еще только начинает делать первые робкие шажки в этом направлении.

Лет десять назад мне в руки впервые попал богато иллюстрированный западный журнал культуристов. Я пережил что-то вроде легкого шока. Захотелось немедленно стать суперменом наподобие тех, что изображены на картинках, в то же время не верилось, что такое вообще возможно. И где-то глубоко в душу закралось сомнение: так ли уж хорошо это — превратиться буквально в груду мышц? Ведь обязательно наступит момент, когда форма начнет влиять на содержание. Что-то изменится в характере, в образе жизни, в отношении к окружающим, в их отношении к тебе. Добрые ли это будут изменения?..

Три года назад в Воркуте я впервые увидел, как занимаются настоящие культуристы. Секретарь райкома комсомола привел меня в подвал жилого дома, стены которого были обшиты деревом. В нем размещались душ, парная, красный уголок и небольшой зал с зеркалами. Мелькнула мысль: так ведь это здорово! Кто-то сидит с бутылкой в общежитии, изнывает от безделья, а кто-то создал себе маленький рай и с усердием, достойным всяческого уважения, тренируется.

...Все двенадцать атлетов замерли, сгруппировавшись, словно перед прыжком. «Двойной бицепс!» — раздалась команда. Мгновение — и по два мощных бугра взмыли на руках у соревнующихся. Набухли вены, руки слегка подрагивали от напряжения. Лица выражали муки атлантов, поддерживающих крышу римского сената...

В тот дневной час в воркутинском подвале занимался только один парень лет двадцати трех. Заполучив нас в желанные зрители, он с огромным энтузиазмом принялся «качать бицепс», с сочным звуком «пф-ф!» выдувая воздух на каждое опускание рук. Он выполнял упражнение бесконечное число раз (именно в таком режиме при работе со сравнительно небольшими отягощениями мышечные волокна обильно омываются кровью и, раздуваясь, прибавляют в объеме). При росте 176 сантиметров объем его бицепса был 41,5. «Это еще не предел», — важно сказал он и с еще большей энергией продолжил работу на публику.

Еще тогда я отметил эту особенность: культурист не может без зрителя. Атлет, безусловно, получает удовлетворение от занятий, от состояния своего тела. Но главное для него — впечатление окружающих.

В конце мая 1987 года в Доме культуры подмосковного городка Люберцы проходил «чемпионат по атлетической гимнастике». Участвовали представители Москвы, Тулы, подмосковного Томилина и, конечно, хозяева — из Люберец.

Был субботний солнечный день. За два часа до соревнований у ДК стали собираться зрители — молодежь, в основном культуристы, или, как они сами себя называют, «качки». Ребята украдкой поглядывали друг на друга, оценивая бицепсы и объем груди у соседа. Бросалось в глаза то, что никто не курил. И все-таки было что-то неестественное в налитых руках «качков». Казалось, их вылепил скульптор из пластика телесного цвета.

Участники соревнований проходили взвешивание, разминались с легкой штангой и до забавности легкими гантелями, казавшимися игрушечными в их массивных ручищах. Вызывало разочарование, что в программу «чемпионата» не включили силовые упражнения — только показательные.

Соревнования проходили в душном, маленьком зале, хотя за окном зеленел прекрасный пустой стадион. Предварительные соревнования провести никто не додумался, и изнывающие от жары и духоты зрители были вынуждены смотреть практически одно и то же в течение нескольких часов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены