Белорусская марка

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1221, апрель 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодых авторов освободили от работы по гусеничным машинам, конструкторское бюро расширилось, появился отдел нового проектирования, переселившийся в комнату получше и попросторнее. Но работали по-прежнему коллективно, с минимальным перерывом на сон. Они довольно быстро закончили технический чертеж, учтя все замечания и пожелания ученых, сотрудников министерства, потом принялись за рабочий проект и почти одновременно за выпуск рабочих чертежей, по которым тут же, в крохотном тогда экспериментальном цехе, изготовлялись узлы и детали будущей машины.

18 июня 1949 года на залитый солнцем заводской двор выкатился первый колесный трактор, положивший начало большому прославленному семейству «Беларусей». Полюбоваться на него собрался весь завод, конструкторы радостно отвечали на поздравления и тоже смотрели на свое детище с обожанием. В тот же день трактор выехал в поле, испытывали его с самыми разными орудиями, давали немыслимые нагрузки. И когда он задыхался от непосильной ноши, молодые инженеры, казалось, сами готовы были тащить тяжелые плуги или бороны...

14 октября 1953 года с конвейера сошел первый колесный трактор «МТЗ-2». Первый так же, как и все последующие машины, отправился сразу на колхозные поля. Семнадцать лет работал на «Беларуси» под первым заводским номером механизатор колхоза «Большевик» Савелий Сергеевич Мироненко. Работал и был доволен машиной. Но все же обрадовался, когда заводчане предложили обменять его латаный-перелатаный трактор на новенький именной «МТЗ-50». Первенца торжественно поставили на пьедестал в день 25-летия Минского тракторного. Он стоит как памятник труду и научной дерзости минских тракторостроителей, но готов, если понадобится, тут же сойти с пьедестала и провести свою борозду.

За памятником первому трактору – шеренга увеличенных золотых медалей, полученных его собратьями на различных международных выставках.

Вот что сообщал английский журнал «Еженедельник фермера» об экзамене, устроенном нашему «МТЗ-52» фирмой «Бексуэлл тракторз лимитед»: «Фирма избрала суровые испытания для первого показа этих тракторов у нас в Англии: в соревнованиях по вспашке в Лонг Саттон «Беларуси» пришлось конкурировать с 14 другими моделями, представляющими большую часть конкурентов на английском рынке. Соревнования проходили около Уоша, на известном болоте, в очень тяжелых условиях. Тем не менее русский трактор проявил недюжинную силу тяги и оказался одним из победителей, достигшим производительности более одного акра в час... «Беларусь» работает без устали... Он подвижен, экономичен, универсален и вынослив».

Еще более суровый экзамен ожидал советский трактор «МТЗ-80» на международных состязаниях в штате Небраска (США), организуемых местным университетом с 1920 года. С тех пор во всем мире было изготовлено свыше 15 тысяч моделей тракторов, и только 1138 из них выдержали экзамен в Небраске. Трактор «МТЗ-80» стал 1139-й моделью. На всех этапах испытаний он показал отличные результаты. Протокол испытаний вошел в так называемую «Красную книгу» и был тут же разослан всем фермерам мира. Тем самым «МТЗ-80» признан лучшим среди тракторов мира в настоящее время.

5 ноября 1972 года с конвейера завода сошел трактор под номером 1000000. Сборщикам в тот день работалось и трудно и легко – им мешали тысячи зрителей, стоявших за спиной, им помогали сотни добровольных помощников, горевших желанием прикрутить на юбилейной машине хоть какую-нибудь гайку. На митинге, посвященном выпуску миллионного трактора, вспоминали, что в 1924 году, когда республика обрабатывала свои поля сохой и деревянной бороной, газета «Звязда» сообщила: «В текущем году

планируется закупить для Белоруссии 40 тракторов «Фордзон». Их так и не закупили. Продавцы в Америке оказались несговорчивыми. 40 тракторов в двадцать четвертом оказались несбыточной мечтой, а сейчас с конвейера завода ежедневно сходит свыше трехсот машин. И отправляются они на поля всех континентов, в 80 стран мира, в том числе и в США.

А на опытном полигоне завода и в экспериментальном цехе я видел уже новые модели машин, еще более мощные, еще более комфортабельные и надежные в эксплуатации.

– В конструкцию самой первой своей машины мы заложили идею агрегатов, отдельных функционально законченных узлов, – говорит генеральный директор МТЗ, лауреат Государственной премии Петр Иванович Бойков. – Тот же принцип сохранился и при создании всего семейства машин с маркой нашего завода. По техническому уровню, например, «МТЗ-80» на голову выше предыдущей модели, не говоря уже о первой, но идея-то осталась прежней – агрегатная система.

Наш первый трактор имел всего пять скоростей переднего хода и лишь одну – заднего, нынешний – 18 переднего и 4 – заднего. Но этого уже мало. Например, на посадке рассады хорошо бы иметь скорость меньше километра, а на автодороге – почти автомобильную. Скорость связана с мощностью, тормозами. Наш трактор единственный в мире имеет пневмогидравлические тормоза, а для работы с прицепами – независимый вал отбора мощности. Увеличение мощности позволяет нам сделать трактор еще универсальнее. «МТЗ-2» мог работать в агрегате с 10 наименованиями сельскохозяйственных машин, а у нынешнего таких машин уже более 200, но и это число мы вовсе не считаем окончательным.

Наши новые тракторы столь же удобны в управлении и комфортабельны, как легковые автомобили. Качество, надежность и удобство заложены в конструкции. Требуется с таким же высоким качеством изготовлять детали, собирать узлы. Над этим работают наши ведущие отделы: главного технолога, главного энергетика, главного металлурга... Над этим же, только в перспективном направлении, работает наш заводской научно-исследовательский центр. Умение увидеть перспективу – это в конечном итоге умение отыскать наиболее рациональные пути быстрейшего внедрения в производство достижений науки и техники.

Именно в расчете на перспективу мы готовим и новые кадры рабочих. Главный заводской цех – все-таки не конвейер, а наше базовое профтехучилище. Оно готовит рабочих не только для сегодняшнего, но и для завтрашнего дня. Пойдете сегодня во Дворец культуры – увидите сами. – И Бойков протянул мне красивый глянцевый билет, приглашавший на торжественное собрание, посвященное 30-летию ГПТУ-94.

Молодые юбиляры

30 лет назад нынешний юбиляр носил название ремесленного училища и размещался на территории завода. У пятнадцатилетнего Михаила Будая лежало в кармане направление в училище, но входить в заводские ворота все равно было страшновато. Добрый час бродил он рядом с проходной, потом все-таки решился, вытащил аккуратно сложенную бумагу и протянул ее вахтеру. А вахтер тотчас открыл перед Михаилом дверь – он-то давно увидел и понял мальчишку. Но Будай не торопился входить в распахнутую дверь: как повелось в его родной деревне Павелково, входя в дом надолго, полагалось не перешагивать через порог, а постоять на нем хоть немного. «Проходи, проходи, не бойся», – не понял его вахтер. И Михаил смело шагнул на заводской двор и стал первым учащимся заводского училища. Первым не только по списку. И учился он, и строителям доводилось помогать – завод-то рос. Гордится Будай особенно тем, что строил цех, в котором работает до сих пор. Назывался он тогда цехом пусковых двигателей. Михаил, окончив училище, попал в бригаду Николая Стародубова. В бригаде 11 человек, каждому 16 – 17 лет, только бригадиру к тому времени 18 стукнуло. Поручили им делать поршень для пускача – деталь несложная, но внимательности и точности требует.

Бригада обслуживала 15 станков – токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных. Каждый знал только свой станок, свою операцию. Молодые станочники решили изучить смежные профессии, понять смысл операции, которую выполняют товарищи, и быть контролерами и самим себе и другим. Не сразу, конечно, добились стопроцентной сдачи продукции с первого предъявления, но месяцев через пять в бригаде о браке не вспоминали. (Кстати, о почине этой бригады вспоминали и на последней заводской комсомольской конференции. Сейчас свыше половины молодых рабочих сдают всю продукцию с первого предъявления, каждый третий имеет, личное клеймо, в школах качества, созданных по инициативе комитета комсомола, обучается девяносто процентов комсомольцев и молодых рабочих завода.)

Стародубов ушел в армию, сменил его Будай. Он-то вскоре и предложил сократить бригаду вдвое. Впятером они обслуживали те же 15 станков и в первый месяц выполнили программу полностью. Потом выработка стала расти, достигая почти фантастических 500 процентов...

В апреле 1959 года комсомольско-молодежной бригаде Михаила Будая первой на заводе присвоили звание коллектива коммунистического труда.

Слесаря Михаила Петровича Будая я увидел первым, едва вошел в наполненное шумом голосов фойе заводского Дворца культуры. Он разговаривал с токарем Раисой Корабань. Они из одного цеха, и «родом» из одного училища, и рабочие места их рядышком. И хотя депутат Партизанского райсовета Раиса Корабань никогда не училась непосредственно у Будая, она считает Михаила Петровича своим наставником. Может быть, потому, что это с его легкой руки появились на заводе многостаночники. Рая работает сразу на трех станках – двух токарных и шлифовальном. Даже наблюдать за ее работой интересно, кажется, она одновременно ухитряется совмещать десяток операций, и рождается на глазах из невзрачной заготовки сверкающая деталь – бронзовая втулка для коробки передач. За три года работы контролеры не вернули Раисе Корабань ни единой детали.

На Минском тракторном я бываю часто, поэтому и в заводском Дворце культуры встречаю знакомых буквально на каждом шагу. Вот лауреат премии Ленинского комсомола Николай Неверко. На пиджаке у него сверкает новенький «Знак Почета». Токарь Неверко был победителем многих конкурсов мастерства. Однажды на всесоюзном конкурсе для него даже установили специальный приз за лучшее знание теории. У тридцатилетнего токаря свыше ста учеников. И каждый из них исповедует «формулу мастерства», выведенную Николаем: «Мастерство есть квалификация, способности и творческое отношение к порученной работе».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Город принял!..

Повесть. Продолжение. Начало в №№ 1 – 4, 6

Царский вагон

Рассказ