Царский вагон

Николай Атаров| опубликовано в номере №1221, апрель 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

– Сколько вас будет в вагоне? – спросила проводница. – В каждом купе по двое. Только главный отдельно. – Значит, одиннадцать. – Нет, главный с дочкой. А что? Тоня вздохнула. – То, что картошку чистить нам с Тамарой. Вот мы и интересуемся. В служебном салон-вагоне, стоявшем на путях в Лосинке, жили две проводницы. Левушка даже спустя неделю различал их приблизительно: та, что постарше, – вертлявая, помоложе – хмурая. Не сразу привык звать по именам: старшая – Тоня, младшая – Тамара. И как в первый день только смутно замечал, что у Тамары высокий лоб, твердый рот, что она красивая, а в зеркальце не глядит. Не замечал и того, что Тоня иной раз пудрится, но, конечно, без толку. Припадая на правую ногу, она размахивает мосластыми руками, все время болтает. А о чем болтает, не запомнишь.

За те дни, пока Жуков с проводницами готовил салон-вагон для бригадной поездки в Сибирь и добывал белье и кухонную посуду, он едва-едва узнал этих женщин. И совсем не потому, что были они неразговорчивы, просто слушать неинтересно. Обе они бессемейные, сдружились в дальних разъездах. Тоня ухватистая: и вскочит в вагон и тут же выскочит, где что раздобыть, всюду успеет. Красивая Тамара – та только с тряпкой в руке, молча все протирает. Со своим умением ладить с людьми Левушка скоро стал у них третьим, будто в семье прибавилось, но это только казалось – все равно был чужим, посторонним. Оставаясь один, занимался английским или спал. Предстоящая поездка и привлекала и смущала его: компания не самая приятная. Народ подбирается гораздо старше. И к тому же этот остряк Сельцов, общий любимец, всех покоривший своим искусством уморительно копировать шефа. Вера Павловна с ее лицемерно-сочувственным тоном, надутый Игорь Янович, хранитель академических традиций, какой-то старичок архивариус. «Далее – везде...»

Хорошо хоть на носу этой галеры с прокисшими амфорами будет сиять богиня победы Ника, загоревшая на пляже в Геленджике. Замучает капризами, желанием помыкать: «Сбегай!», «Купи! Да смотри не опоздай!». И неудобно при отце поставить ее на место. А стоит ли об этом думать? Все-таки ветер перемен, новые впечатления, природа...

– По диким степям Забайкалья... – запел он вдруг.

– А дочь у начальника красивая? – спросила Тоня.

– Многим нравится.

– А тебе?

– Мартышка.

– Ну и что? Любовь зла – полюбишь и козла. Левушка не поддержал разговор.

Приходил монтер, и Левушка помогал ему ставить на зарядку аккумуляторные батареи. Раза два они пообедали у проводниц. Готовила Тамара, а Тоня бегала в магазин.

– А, кроме дочки, женщины будут? – хрипловато допытывалась Тоня.

– А тебе не все равно? – спросил монтер.

Мужчины рассмеялись. Под стать своей хромоте Тоня была с восковым лицом богомолки, с вострыми рыжими глазами – совсем неинтересная женщина.

– Двух сотрудниц возьмут, – ответил Жуков.

– На развод? – хихикнула Тоня. – А вы у них вроде коменданта будете? – Выходит, что вроде.

– Шутите.

Она не поверила, монтер говорил ей, что Левушка работает в институтской кинолаборатории, снимает научные картины, и добавлял: «Влюблен в дочку главного».

– А все-таки девчонка эта красивая? – вдруг спросила Тамара.

С Левушкой никто и никогда не говорил о Нике. Как они легко догадались... Впрочем, это, наверное, нетрудно: ведь все, что он делал – как надо, обыкновенно, скучновато-прозаически, – на самом деле он делал вдохновенно. Он добывал консервы, кастрюли, сковородки, ставил с монтером на зарядку аккумуляторные батареи, не отдавая себе отчета, что все это в ожидании, когда в вагон вслед за отцом, сильно прищурясь и даже немного сутулясь от постоянного вглядывания, войдет Ника. И тогда начнется новая жизнь, совсем непохожая на все, что было до сих пор. Он уже выбрал себе купе: Ника будет за стеной. И он торопил подготовку вагона к отъезду, хотя сроки отбытия не зависели от его усилий. Но он старался самым добросовестным образом.

Он знал все про Нику. Знал, что в семье ее считают избалованной, транжиркой, прожигательницей, полушутя обзывают «наша потаскушка». Она пожимала плечами. «В наши дни на аргументы не хватает времени».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Трудное счастье познания

7 июня 1848 года родился Поль Гоген