Барьер

А Югов| опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

1

«Ужель природа и высокий дух

Бальзама никакого не отыщут?..» - обращается к Мефистофелю доктор Фауст в негодовании на то, что вынужден прибегнуть к волшебству, дабы вернуть молодость.

Даже и в те дни, когда создана была первая часть «Фауста», оставалась еще некоторая часть алхимиков, упорно пытавшихся с помощью «возгонок» и осаждений получить «квинтэссенцию» - вожделенный эликсир молодости.

Калиостро жил и действовал в одно время с Лавуазье!

Со второй половины XIX века выдающиеся физиологи и врачи, не боясь больше обвинений в несерьезности, вновь стали искать средства, препараты, - одним словом, «бальзамы», которые могли бы молодить человека и предельно удлинить жизнь.

Речь пошла не о каких - либо социально - гигиенических мероприятиях, проведение которых, как; всем известно, способствует удлинению жизни, а именно о веществах, которые можно было бы вводить в организм. В самых широких кругах известны поиски в этом направлении Броун - Секара, Мечникова, Воронова, Штейнаха, Богданова.

Илья Ильич Мечников усматривал корень зла в самоотравлении организма продуктами гнилостного брожения в толстых кишках.

Своей знаменитой простоквашей, бактериями молочно - кислого брожения он рассчитывал вытеснить из кишечника микробы, отравляющие организм.

Разделяя взгляды Броун - Секара, Штейнак и Воронов достигали нестойкого омоложения, вернее, лишь взбадривания организма путем пересадки человеку половых желез животного. Но старческий склероз, атероматоз, атрофия клеток - они оставались. Так что нередким следствием подобного омоложения, и посейчас довольно распространенного на Западе среда богачей, бывало лишь то, что, по остроумному замечанию одного из физиологов, «скончавшегося старца выносили не из дома печали, а из дома увеселений».

А. А. Богданов считал, и тоже ошибочно, что молодая кровь, переливаемая старику, должна омолаживать его.

Но вряд ли стоит говорить, что идеал «эвтаназии», то есть смерти хорошей, блаженной, физиологической, наступающей как естественное завершение предельно долгой и творчески исчерпанной жизни, - этот идеал до сих пор не достигнут. На 100 тысяч смертей приходится лишь одна смерть от старости.

- Природа дурно создала человека, - заключает свои рассуждения о преждевременной старости профессор И. И. Мечников. - И только своими руками он может усовершенствовать себя!

2

Известно, что вливание в организм человека, точно в пробирку, различных противоборствующих будто бы старению веществ: половых ли гормонов, чужой ли крови, «мечниковской» ли простокваши и т. п. - отнюдь не привело к его усовершенствованию и перестройке.

Организм - не пробирка! Он живой. Он система активная, саморегулирующаяся. Он стойко сопротивляется попыткам сдвинуть его физико - химический состав или его температуру. Простейший пример - потение в бане, или в зной, или же при тяжелой физической работе. Солевой и водный состав тела колеблется лишь в определенных пределах.

Возьмите ничтожнейшую икринку в глубинах океана. Неисчислимые миллиарды тони воды со всех сторон объемлют икринку, давят на нее. Из этой воды икринка неизбежно что - то воспринимает и что - то отдает в нее. И что же? Разве состав икринки и океанической воды один и тот же? Конечно, нет. Какой - то избирательный барьер лежит между водой океана и протоплазмой икринки. Таких барьеров, ограждающих постоянство внутренней среды, гораздо больше у организмов высших.

Есть и еще одна крупнейшая ошибка во всех предпринятых доселе попытках борьбы со старостью. Ни кровь, ни подкожная клетчатка, ни тем более желудок не есть тот орган, воздействуя на который можно вызвать столь длительные изменения во всех процессах организма, во всех его клетках, чтобы это и впрямь похоже было на перестройку, на усовершенствование его.

Железы, пересаженные под кожу и как будто совсем уже прижившиеся, и то бесследно рассасываются.

3

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены