Гешка и его друзья

Э Юшкин| опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Театральный кружок Московского дома пионеров приготовил к смотру детского творчества постановку пьесы Л. Кассиля «Брат героя». Сидя в зрительном зале перед началом премьеры, я заметил, что мои маленькие соседи расценивают это событие как весьма выдающееся. Девочка лет 12 подпрыгивала на стуле и, прижимая пальцы к щекам, шептала подруге: - Я волнуюсь как... Ой, как волнуюсь! В зале, переполненном ребятами и девушками, озабоченно обсуждали предстоящий спектакль:

- ... Знаешь, у нее какая привычка?.. Если чуть - чуть запнется на сцене, так обязательно язык высовывает от испуга. Ее уж отучали, отучали...

- ... За третью картину боюсь. Не ладилось что - то.

- ... Даже в школе басом теперь говорит: так вжился в роль.

Когда раздвинулся занавес с вышитым на нем пионерским костром, зрители не перестали волноваться. Но причина их волнения была уже не та. Раньше они беспокоились, хорошо ли Игорь Смирнов сыграет Тешу. Теперь тревожила судьба самого Геши. Зрителей сейчас не интересовал кружок Дома пионеров: внимание всецело было занято событиями, разыгравшимися в северянской школе.

Ребята - очень требовательные зрители. Малейшая фальшивая нотка расхолаживает их. Но этот спектакль, где самому старшему «актеру» 15 лет, а самому младшему - 11, они смотрели с таким самозабвением, которое, возможно, польстило бы профессиональному театру. И юные и взрослые зрители дружно хохотали над выходками дурашливого Плинтусова, которого играл Слава Егоров, смеялись, слушая рассуждения деда - караульщика, и сидели, не дыша, когда Геша признавался, что о» не брат героя.

В этом жизнерадостном, теплом спектакле исполнители не играли роли, а самым искренним образом жили мыслями и чувствами героев пьесы.

В воспитании такой непосредственности, исключительной свежести воображения и состоит основная заслуга руководительницы кружка - артистки Наталии Михайловны Наврозовой.

Уже четвертый год работает кружок. Но «Брат героя» - первая в его репертуаре пьеса, написанная профессионалом - писателем.

До этого за основу спектакля бралась какая - нибудь сказка. Прочитав ее, кружок начинал драматургическую работу над вещью. В горячих дебатах, из самых пылких порывов фантазии рождался сценарий будущей пьесы. Каждый кружковец придумывал огромное количество вариантов сказки. Даже о незначительном герое придумывались самые различные истории, которые могли произойти с ним на протяжении всей его жизни. Каждый шаг, каждый поступок какого - нибудь действующего лица вызывал обстоятельные психологические рассуждения.

Постепенно тот или иной герой пьесы становился детищем всего кружка. Его любили как родного, видели до мельчайших подробностей все черты его характера, знали не только то, что он будет делать на сцене, но и то, что он делал с момента рождения и каков он будет к старости.

Теист создавался на репетициях. Разыгрывая этюды по сценарию будущей постановки, кружковцы тут же импровизировали речь своих героев. Фальшивые, ненужные реплики отбрасывались, находились живые слова и интонации. И пьесу писали лишь тогда, когда заканчивалась работа над постановкой. Устанавливался столик стенографисток в зрительном зале, и они записывали каждую реплику, произнесенную на сцене. Текст шел с подмостков на бумагу, а не с бумага на подмостки, как это делается обычно.

Но вот внимание кружка привлекла пьеса Л. Кассиля «Брат героя», о которой так много и горячо говорили в этом сезоне школьники и которая, с первых же спектаклей получив заслуженное признание, покорила сердца зрителей.

Решили поставить эту пьесу. Начали не с зубрежки ролей, а с той же импровизации. В одной из комнат Дома пионеров нагромождались стулья и столы, изображавшие то школьные парты, то скамейки на катке. Здесь разыгрывались этюды из пьесы. Текст в начале совершенно игнорировался. Он придумывался тут же самими исполнителями. По мере того как шла работа над этюдами, выяснялось, кому из ребят лучше всего дается та или иная роль. Востроносая, суетливая Клава Салхетдинова оказалась очень подходящей для роли Риты Муравской. Веселый круглолицый Слава Егоров был очень хорош в роли Плинтусова.

Наконец, все роли были распределены. Началась работа над авторским текстом.

Но тут случилось нечто непредвиденное. В кружке были два малыша: 11 - летний Дима Лавенсон и 12 - летняя Наташа Образцова. Они по возрасту не подходили к кружку и занимали в нем, так сказать, полулегальное положение. Но раньше, когда пьесы придумывались самими исполнителями, всегда предусматривались роли для Натки и Димки.

В пьесе Кассиля для них подходящих ролей не оказалось. Мрачные, похудевшие, слонялись они по огромному Дому пионеров и тихонько вздыхали в темных углах. Кружковцы в перерывах между репетициями озабоченно рассказывали Наврозовой:

- Наталья Михайловна... Наташка с Димкой очень страдают.

- Димка, говорят, дома от еды отказывается.

Репетировалась первая картина. Димка и Натка, глотая слезы, наблюдали за тем, что происходит на сцене. Вдруг Наталья Михайловна прервала репетицию:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встреча

Рассказ