Артистический стих

Е Попова, В Яхонтов| опубликовано в номере №289, январь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Об исполнении «Евгения Онегина» А. С. Пушкина

Наша предварительная работа над стихом Пушкина состояла во внимательном чтении его произведений глазами советского человека. Читая Пушкина, мы задавались целью найти наиболее верный и художественно ценный способ произнесения его стихов вслух.

Не нужно путать стихов с прозой. Стихи - это особый способ выражения мысли, заключенной в строгую форму строфы, размера, рифмы я музыкального ритма. Между тем исполнители пушкинских стихов очень часто превращают их в прозу, в лучшем случае рифмованную, забывая ту простую истину, что поэту в таком случае незачем было трудиться и писать стихами.

Пушкин, по замечательному выражению В. В. Маяковского, был «веселым хозяином на великом празднике бракосочетания слов». Отсюда мы и отталкивались, когда вносили в исполнение стихов Пушкина легкость, изящество, блеск, т.е. сохраняли те качества, которые Белинский определил понятием «артистического стиха».

Мы внимательно читали «Евгения Онегина». Работая над этой поэмой, мы обратили внимание на то, как Пушкин, сообразуясь с предметом, который он описывает, выделяет различные оттенки одних и тех же слов. Это необходимо иметь в виду при произнесении пушкинского текста вслух. Вот характеристика Ленского:

«Он рощи полюбил густые, Уединенье, тишину, И ночь, и звезды, и луну, - Луну, небесную лампаду, Которой посвящали мы Прогулки средь вечерней тьмы, И слезы, тайных мук отраду...»

Здесь нагромождение неизбежных «романтических» атрибутов поэзии (ночь, звезды, луна) с упорным повторением частицы «и»

создает слегка ироническую ноту по отношению к Ленскому и рисует Ленского восторженно-романтическим, многословным, что явно не одобряется автором.

Но какая торжественная замедленность ритма, какая глубокая лирика, какая предутренняя прохлада ощущается в строфе, посвященной Татьяне, героине романа, образу, овеянному дыханьем народной поэзии!

«Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Зимой, когда ночная тень Полмиром доле обладает, И доле в праздной тишине, При отуманенной луне, Восток ленивый почивает. В привычный час пробуждена Вставала при свечах она».

Если вы при произнесении этого стиха сделаете в последней строчке ударение на слове «свечах», оно прозвучит у вас легким, как вздох, как пламя свечи, и чуть перекликнется со словом «час».

В VI главе романа, где описана дуэль Онегина с Ленским, голос поэта поднимается до глубочайших трагических нот. Автор как бы не имеет силы развести и спасти своих героев. Да и сами герои, сознавая в глубине души всю нелепость и бессмысленность их ссоры, не могут уже «разойтись полюбовно». Свет с его предрассудками, сплетнями, понятием чести тяготеет над ними. Условности света не позволяют двум друзьям по-человечески объясниться - и убийство совершается.

Конец VI главы романа носит следы глубоких размышлений автора:

«Так, полдень мой настал, и нужно Мне в том сознаться, вижу я.

Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя!»

Чувствуется усталость Пушкина. Поэт боится

«Ожесточиться, очерстветь, И, наконец, окаменеть В мертвящем упоенья света, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья!»

Работая над «Онегиным», мы подходили к этому роману без предвзятости, не задаваясь заранее целью, как понимать тот или другой образ. Что же мы нашли, что увидели?

Трагичность образа Онегина заключается в том, что социальная категория, к которой он принадлежит, дает ему возможность ничего не делать. Бездействие - страшный его удел. Оно тяготит его. Отсюда и хандра, о которой Пушкин говорит:

«Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены