Татьяна в последней сцене объяснения с Онегиным разделяет с Пушкиным это мнение. Она говорит Онегину:
«...в тот страшный час Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой...»
Не следует также упускать из виду, что Онегин бережно хранит письмо Татьяны:
«Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит».
Можно смело утверждать, что Онегин с первого знакомства с Татьяной почувствовал цельность ее натуры. Онегин спрашивает Ленского в III главе романа:
«Скажи: которая Татьяна?
- Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла Я села у окна. -
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт...»
Не будучи чужд понимания живых человеческих чувств, Онегин побоялся, что Татьяна с «ее мятежным воображением», с ее «живой волей», «своенравной головой» и «сердцем пламенным и нежным» рано или поздно поймет его духовную несостоятельность и, продолжая, быть может, его любить, станет несчастным, разбитым человеком. Еще в начале романа он любит ее «любовью брата» и «может быть еще нежней»... Установившееся мнение, что Онегин, увидев Татьяну на балу в роли блестящей светской дамы, влюбился в нее из простого тщеславия, «как мальчик», должно быть отвергнуто. Симпатия к Татьяне уже давно зародилась в его душе. Она вспыхнула в конце романа ярким пламенем страсти и «безумных сожалений», ибо «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел...»
«охваченный беспокойством» и «охотой к перемене мест», Онегин на протяжении всех этих пустых лет хранил воспоминание об единственном светлом и ценном событии в его жизни - письме от большого и цельного человека, Татьяны Лариной, и встреча с ней на балу в конце романа внутренно была для него совершенно подготовлена. Таким образом, Пушкин, питая симпатию к Онегину, бичует не Онегина - явление, порожденное современным ему обществом, а со всей страстью, гневом и ненавистью обрушивается именно на это самое общество.
Пушкин смело называл вещи своими именами:
Высший свет - «чернью».
Крепостное право - «барством диким, без чувства, без закона».
Москву - «ярмаркой невест»,
Царя - «плешивым щеголем».
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.