Аркадий Аверченко. «Женский скелет», «Роковая гребенка», «Женщина и тигр»

Аркадий Аверченко| опубликовано в номере №1745, март 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказы

Публикация Рафаэля Соколовского

Казалось бы, об Аркадии Аверченко (1880-1925) известно теперь все: и что он - Король смеха, и что его любили читать и Николай II, и Ленин, и что он был человеком неуемной энергии – редактировал «Сатирикон», а затем «Новый Сатирикон» и при этом ухитрялся каждую неделю печатать там по рассказу и фельетону, писать театральные рецензии, придумывать подписи к карикатурам, и что он… Многое сейчас известно о писателе, чьи произведения тридцать пять лет запрещались в Советском Союзе.

18 марта мы будем отмечать 130-летие со дня его рождения.

В Харькове, выпуская сатирические журналы «Штык» и «Меч», Аверченко получил профессиональную закалку, которая позволила ему, человеку без имени и протекции, встать на капитанский мостик журнала «Сатирикон» и сделать его одним из самых популярных изданий России.

Одна любопытная подробность: «Сатирикон» часто формировался в отдельном кабинете за ресторанным столом. Здесь между остроумными тостами обсуждались планы очередного номера, рождались темы фельетонов и карикатур, все это приправлялось шутками и розыгрышами, в которых больше всего преуспевал Аверченко. Как истинно русский человек, Аркадий Тимофеевич любил вкусно и сытно поесть, и эта его «слабость» дала повод советским критикам объяснить его неприятие революции и эмиграцию тем, что она, якобы, лишила его комфортной жизни, а вовсе не тем, что ему претил большевистский беспредел и царившая вокруг демагогия.

Биография Аверченко представляется обычно в реалиях литературных, театральных и политических, а личная жизнь как бы остается в тени, хотя действительно, его кипучая писательская и журналистская деятельность мало времени оставляла для себя. Однако такой отдушиной, похоже, был для Аркадия Тимофеевича театр, и здесь главным образом развивались его любовные интриги. В архивах найдена записная книжка Аркадия Тимофеевича с «донжуанским списком», в котором фигурируют одни имена актрис. Аверченко пользовался успехом у женщин не только потому, что был знаменит. Прежде всего, он обладал огромным обаянием, перед которым трудно было устоять. Так что о женщинах он писал не понаслышке, о чем, впрочем, свидетельствуют его рассказы, которые мы предоставляем вашему вниманию.

Женский скелет

Глубокой ночью сидел я в своем уютном кабинете и писал статью для оккультного журнала о загробной жизни.

Фактов о загробной жизни у меня было столько же, сколько у любой торговки апельсинами, и это немало меня огорчало.

Приходилось фантазировать, что вовсе мне не по душе.

Написав несколько строк о том, что души покойников после смерти переселяются на верхушки стоящих на кладбище деревьев, занимаясь потом, при появлении живых родственников, печальным киванием этими верхушками, я недоверчиво пожал плечами и задумался.

- Вот, - говорил я сам себе, - за моей спиной, в глубине кабинета, висит женский скелет, подаренный мне приятелем. И этот нелепый, никому не нужный костяк знает о загробной жизни в сто раз больше меня, живого человека и царя природы. Я не пожалел бы остатка своей жизни за то, чтобы эта женщина открыла свои костлявые уста и приподняла хотя маленький краешек таинственной завесы загробной жизни.

Сзади меня послышался глухой вздох.

Я вздрогнул и насторожился.

- Ах, где я? - заскрипело что-то в глубине кабинета. - Какой это идиот осмелился меня повесить?

Я вскочил с глазами, готовыми от ужаса выпрыгнуть на пол, и обернулся к скелету. Обладательница его пошевелила рукой и приняла стыдливую дозу Венеры, выходящей из воды. Я не мог отвести от нее испуганных глаз и стоял без единого звука, а она, наклонивши череп, застенчиво сказала:

- Ах, не смотрите так на меня.

- Как так? - машинально спросил я.

- Так... Все вы мужчины одинаковы. Вы, кажется, забыли, что я не одета. Ну, что же вы стали, как столб? Пошевелитесь! Принесите скорей мне какую-нибудь простыню, да отцепите от этого проклятого гвоздя. Только не смотрите на меня, пока я не оденусь. У-у... Шалун!

Она погрозила мне костяшкой пальца и закуталась в поданное мной одеяло. Я снял ее с гвоздя, причем заметил, что она прижалась к моему плечу больше, чем это было нужно.

- Боже, - сказала она, запахиваясь в одеяло, - Я одна в глухую полночь в кабинете молодого мужчины... Надеюсь, вы не употребите во зло мое безвыходное положение?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пять фильмов о старости

Выбор редакции

Внуки по переписке

Московские волонтеры делают все, чтобы превратить старость одиноких людей в радость