Академик Колмогоров

Николай Горбачев| опубликовано в номере №1226, июнь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уроки Колмогорова

Один из собеседников ждал меня на станции «Университет». Виктор Садчиков, молодой учитель, сидел на скамейке в окружении множества вещей. Были тут и рулоны бумаги, и папки, и, наконец, что-то огромное, странное, напоминающее наконечник богатырской палицы.

– Вы мне поможете? Это я решил подарить Колмогорову.

Нагруженные, мы шли по вечерней Москве, направляясь к университетским корпусам. Предстояла интереснейшая встреча, организованная редакцией – разговор школьного учителя с крупнейшим ученым современности. «Стороны» заранее ознакомлены с вопросником редакции, но тем не менее я волновался: как пройдет беседа, удачно ли сложится?

Через полчаса мы были в квартире Колмогорова.

– А это вам, Андрей Николаевич, в подарок от нашего школьного научного общества, – сказал Садчиков, разворачивая свою «палицу».

– О! Спасибо! – воскликнул академик и взял нитку, на которой висела чуть ли не метровая многоугольная фигура, склеенная из кусков картона. – Только позвольте, я тоже сделаю подарок. – И он, устроив диковинное геометрическое тело на свободное место, быстро подошел к книжному стеллажу, достал книгу и подал учителю.

Подарок был под стать учительскому. Книга весила, вероятно, килограммов десять. Огромная монография.

Что значит быть математиком? Хорошим математиком? Выдающимся, наконец?

По меткому выражению одного ученого, математик – это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями. Лучший математик – кто устанавливает аналогии доказательств. Более сильный может заметить аналогии теорий. Но есть и такие. кто между аналогиями видит аналогии.

Вот к этим редким представителям последних и относится Андрей Николаевич.

Из письма А. Н. Колмогорова шестнадцатилетнему школьнику Андрею Фетисову:

Дорогой мой тезка (меня тоже зовут Андреем)!

Современная молодежь часто утрирует свое стремление к самостоятельности. Поэтому мир нравится ваша вера в то, что в старшем поколении может найтись Учитель, которому можно было бы «открыть душу» и который может научить искусству жить». Старшему при таких отношениях легче зваться не Учителем, а старшим другом. Такие отношения дружбы, где старший в какой-то мере играет роль наставника, обучающего не только, скажем, математике, но и просто жизни, не редки... Найти друга-наставника» – большое счастье для молодого человека.

Так как вы спрашиваете, как это было со мной. отвечаю, что серьезному, ответственному отношению к жизни, поискам большого, увлекательного дела, нужного людям, меня научила прежде всего воспитывавшая меня, как сына, тетка Вера Яковлевна Колмогорова. Математика в качестве специальности, которой можно посвятить жизнь, пришла позже...»

Тетушки Андрея в своем доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними – десятком ребятишек – по рецептам новейшей педагогики. Они любили детей, любили само дело воспитания. И ребята с любовью относились к своим учительницам – с ними было так интересно! В каждом мальчишке и каждой девчонке они находили способности.

Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем публиковались творческие работы учеников – рисунки, стихи, рассказы. В нем же появились первые «научные работы» Андрея – придуманные им арифметические задачи.

В семь лет его определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской интеллигенции и все время находилась под угрозой закрытия.

Андрей уже в те годы показывает замечательные способности по математике, но все-таки еще рано говорить, что дальнейший путь его уже определился. Впереди еще увлечение историей, социологией впереди еще мечта стать лесничим. Впереди революция...

Впервые я встретил Андрея Николаевича на олимпиаде. Правда, приехали на нее не спортсмены, а старшеклассники, увлеченные математикой. Победители областных и республиканских олимпиад собрались на всесоюзный, заключительный тур.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены