Александр Николаевич Радищев

опубликовано в номере №608, сентябрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вольтер в этом вопросе занимал позицию идеолога буржуазии и выражал свою точку зрения достаточно цинично. В статье «Собственность», написанной для «Философского словаря», он писал: «Все крестьяне не будут богаты, да это и не нужно; нужны люди, у которых не было бы ничего кроме их рук и... права продавать свой труд тому, кто больше заплатит, а это заменит им собственность». Отвечая одному из своих корреспондентов, он писал ещё откровеннее: «Мне кажется, что мы не совсем понимаем друг друга в вопросе о народе, которого вы считаете достойным просвещения... Мне представляется весьма важным, чтобы существовали невежественные бедняки. Если бы вы имели, как я, землю и должны были обрабатывать её, вы бы держались моего мнения. Не чернорабочего надо просвещать, а доброго буржуа, обитателя городов».

Эти утверждения французского философа, в сущности, очень напоминают взгляды русских крепостников.

Совсем иная картина открывается перед нами, когда мы обращаемся к творчеству и взглядам Радищева. Объявляя крепостничество преступлением, он исходит не только из моральных оснований, но из предпосылок исторических, социально-экономических. Он не мог не видеть того факта, что крепостной труд непроизводителен, а потому и с чисто экономической точки зрения, то есть именно «ради общего благоденствия», крепостной режим должен быть уничтожен. На место его должен придти такой республиканский строй, где существовало бы полное экономическое равенство. Эта система взглядов позволяла ему, хотя в не очень ясно, увидеть и в буржуазном строе элементы новых общественных противоречий, новые формы угнетения. Характерна в этом отношении оценка Радищевым американской революции. Приветствуя её, как движение, приведшее заокеанскую колонию Европы к самостоятельному, независимому государственному существованию, он вместе с тем резко осудил хищнические бесчеловечные действия европейских колонизаторов, уничтоживших коренное население американского материка и построивших своё благополучие на рабском труде. Именно эти «несчастные жертвы знойных берегов Нигера и Сенегала, - писал Радищев, - отринутые своих домов и семейств, переселенные в неведомые им страны, под тяжким жезлом благоустройства вздирают обильные нивы Америки, трудов их гнушающейся».

Радищев ещё задолго до написания «Путешествия» пришёл к мысли, что деспотический порядок может быть уничтожен лишь путём революционного восстания самих угнетённых масс. Он написал однажды: «До скончания мира» не будет такого примера, «чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти».

В «Путешествии» призыв к революции звучат с потрясающей силой. «Богатство сего кровопийца ему не принадлежит, - говорит автор, имея в виду помещика. - Оно нажито грабежом... Сокрушите орудия его земледелия, сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепел по нивам...»

Откуда эта страстность Радищева, этот великий гнев против угнетателей?

Радищеву с детских лет на всю жизнь врезались в память мрачные картины изуверства помещиков-крепостников. Когда он, тринадцатилетним юношей, был зачислен в Пажеский корпус, перед его глазами предстала во всей омерзительной наготе н верхушка крепостнического общества - двор «философа на троне», как называл Екатерину Вольтер, двор «Тартюфа в юбке», как называл ту же Екатерину Пушкин. Но ещё мальчиком, живя в Москве, в доме Артамакова, дяди по материнской линии, он познал я других людей. Это были передовые русские люди, тесно связанные с Московским университетом. Именно в московский период жизни у Радищева складываются первые представления об общественном долге человека, возникают первые оценки социальных явлений. Впоследствии великолепной школой ненависти к эксплуататорам явилась его служба протоколистом в Сенате, где рассматривались различные судебные дела, по которым можно было составить отчётливое и обобщённое представление о порядках крепостнической России. Важнейшую роль в выработке его революционного мировоззрения сыграло крестьянское движение, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

Выступая идеологом революционного крестьянства, великий просветитель восемнадцатого столетия являлся в известной мере и предтечей революционеров-разночинцев 60 - 70-х годов. Г. В. Плеханов в этой связи шкал: «Радищев явился у нас первым в ряду тех передовых учителей жизни, между которыми такое видное место заняли потом Чернышевский и Добролюбов... В теории он весьма часто опирался на посылки, имевшие очень много общего с философскими посылками Чернышевского и Добролюбова».

В области философии Радищев продолжал традиции русской материалистической школы, естественно-научные основы которой были заложены Ломоносовым. И если материализм Радищева не всегда был последователен, если его теоретические воззрения носили на себе отпечаток ограниченности тогдашних, знаний, всё же по многим основным философским вопросам он развивал отчётливо материалистические взгляды и выступал как самобытный; оригинальный мыслитель.

Философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный Радищевым в Илимском остроге, явился крупным вкладом в сокровищницу русской материалистической философской мысли.

Пробыв в сибирской ссылке около пяти лет, Радищев после смерти Екатерины получил возможность вернуться в Европейскую Россию. Когда же был убит Павел и на престол вступил Александр I, друзьям Радищева удалось выхлопотать разрешение на его приезд в Петербург. Он даже был привлечён к работе созданной Александром Комиссии по составлению законов. Но уже вскоре стало ясно, что для автора «Путешествия» не было места и в александровской России, что царь согласился на привлечение Радищева лишь с одной целью: использовать имя бесстрашного борца за свободу, прикрыть им тот фарс, каким в действительности являлась работа Комиссии. Тем не менее Радищев энергично принялся за работу, из-под его пера один за другим выходили проекты законов. Но вскоре выяснилось, что его деятельность никому не нужна, она вызывала только озлобление у «власть имущих», в ему снова стали угрожать Сибирью... Что же оставалось делать?

Утром 24 сентября 1802 года Радищев принял яд. Незадолго до смерти он сказал: «Потомство за меня отомстит!».

Сбылось и это пророчество: революционное потомство, уничтожив в 1917 году эксплуататорский строй в России, тем самым отомстило а за Радищева. В знак любви ему, первому из числа выдающихся деятелей русского освободительного движения, в городе Ленина был воздвигнут памятник. Три года тому назад ваша страна торжественно отмечала двухсотлетие со дня рождения Радищева. Слава бесстрашного революционера я выдающегося писателя никогда не померкнет в памяти свободного народа, строящего коммунизм.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены