«Сентенция»

Ольга Форш| опубликовано в номере №614, декабрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Работая над книгой об эпохе декабристов, я прежде всего думала о нашей молодёжи... Советская молодёжь наследует революционную мысль, созданную в многовековой борьбе с угнетателями, - гениальное учение Ленина и Сталина о коммунизме. Но наша молодёжь должна постоянно помнить, что революционная идея возникла не сразу. Она имеет свою долгую историю и своих героев высокого самоотвержения. В России движение декабристов- одно из первых проявлений борьбы за уничтожение феодально-крепостнического ига. Вот об этих русских носителях революционной мысли, зачинателях революционного движения в России, об этих первенцах свободы и будет рассказываться в первой и второй частях моей книги, обнимающей 1819 - 1826 годы. «Сентенция» - отрывок из второй части моей книги «Первенцы свободы» - впервые публикуется на страницах журнала «Смена».

...12 июля 1826 года во всех частях столицы раздалась барабанная дробь и наряд от каждого гвардейского полка двинулся к Петропавловской крепости.

Войскам было свыше предписано присутствовать при церемонии «исполнения сентенции» над членами Тайного общества, осуждёнными на каторжные работы навечно и на различные сроки. После выполнения этой церемонии те же солдаты должны были оцепить площадку, на которой стояла виселица.

По соизволению царя палачам, привезённым из Финляндии, предстояло повесить на ней пятерых, поставленных «вне всяких разрядов».

Обряд для первой церемонии - «исполнение сентенции» - и второй - «смертная казнь через повешение» - Николай измыслил сам, о чём и написал начальнику штаба барону Дибичу собственноручную записку с добавлением:

«Я хочу, чтобы казнь произошла около пяти часов утра, дабы они успели выслушать раннюю обедню».

Первые лучи июльского солнца ещё не разогнали предутренний невский туман над крепостью с высоким шпилем.

Призрачными казались лица узников, выводимых стражей из камер. Их вели через мост, отделяющий Алаксеевский равелин от крепости.

Друзья, впервые встретившись после полугодового заточения в тёмных и сырых одиночках, не сразу узнавали друг друга. Долговязый Кюхельбекер, от худобы казавшийся ещё длиннее, приглядевшись близорукими глазами к неясным в сумраке фигурам, вдруг узнал Александра Бестужева и тотчас с восторгом кинулся его обнимать.

Бестужев-Марлинский был в полной парадной форме. В ней он явился во дворец, когда арест был уже неизбежен. Кюхельбекера как взяли зимой в Варшаве, так и продержали до июля без какой-либо смены одежды. Сейчас его долговязая фигура в рваном меховом полушубке, в стоптанных валенках рядом с Бестужевым-Марлинским казалась нелепой.

Узники не успели перекинуться и словом, как их окружила стража и повела на площадь к собору - месту окончательного сбора всех осуждённых.

Александр Бестужев пристально оглядывал площадь. Здесь в прошлом стояла при гауптвахте деревянная лошадь и был вкопан столб с цепью. Вокруг столба земля утыкана была острыми спицами. Провинившихся солдат либо сажали на лошадь либо заставляли стоять на спицах. Отсюда за этой площадью надолго сохранилось название «плясовая».

Бестужев с Рылеевым хотели написать для солдат «весёлую» песенку про эту площадь.

Так и не собрались тогда с Кондратием... Но где же он? Что с ним сделали?

Тоска охватывала Бестужева всё сильней, по мере того как стража приводила сюда, на место сбора, новых и новых заключённых из прочих куртин крепости. А Рылеева всё не было...

Узников оказалось гораздо больше, чем каждый мог предположить. Многие лица были и вовсе незнакомы Бестужеву. Встреча с другими оказалась полной неожиданностью.

Избегая бдительных стражей, они осторожно продвигались друг к другу.

Михаил Бестужев, черноглазый, всё ещё румяный, не сводя восхищённых глаз с брата, говорил ему тихо:

- Надо полагать, Саша, ты не попадёшь, как мы, в тайгу. Будешь рядовым на Кавказе, и хоть спалит тебя тамошнее солнце, да талант твой спасен! Ты должен ещё много сделать, Саша...

- Едва ли успею, - ответил мрачно брат, - уж царь позаботится, чтобы вышло со мной по пословице: «Хрен редьки не слаще!» Одно я прогадал сгоряча: с тобой и братом вместе не буду... Однако сейчас не моя судьба меня занимает. Всё отступило перед ужасной мыслью: что ждёт Рылеева, Пестеля, Муравьёва и тех двух?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены