Виктор Гюго обвиняет

опубликовано в номере №594, февраль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Великий русский революционный демократ А. И. Герцен писал в «Былом и думах»:

«В современной Европе нет юности и нет юношей».

«Где, в каком углу современного Запада, - писал Герцен, - найдёте вы такие группы отшельников мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы, а стремления вечно юны?»

Западу Герцен противопоставлял молодую Россию, таких её представителей, как Белинский, Огарёв, Станкевич, Боткин, Грановский...

Читая книгу Герцена, на эти строки обратил внимание Виктор Гюго. И он тотчас написал Герцену письмо в защиту французских юношей времён реставрации. Герцен принял его поправку в отношении молодой Франции, имея в виду таких её людей, как сам Виктор Гюго. В последующем издании своей книги «Былое и думы» Герцен рассказывает об этом, называя В. Гюго «самым блестящим представителем Франции последних годов реставрации и июльской династии».

В наши дни весь цивилизованный мир отмечает как праздник народов 150-летие со дня рождения Виктора Гюго. Отметить этот день решила Венская сессия Всемирного Совета Мира.

Чем же объяснить, что имя Гюго так популярно в народе, что оно и сегодня стоит в ряду славных представителей человечества? Это объясняется тем, что Гюго был великим гуманистом, демократом, ставившим интересы народа превыше всего.

Деятельность Гюго была на редкость многосторонней. За свою долгую, восьмидесятитрёхлетнюю жизнь Гюго проявил новаторскую инициативу на разнообразнейших участках литературной практики. Он был и плодовитейшим французским поэтом XIX века, поэтом лирическим, эпическим и сатирическим, он был и драматургом, и романистом, и публицистом, и политическим оратором. Со времён Вольтера Франция не имела писателя, столь разностороннего, наделённого таким огромным политическим темпераментом и красноречием.

Далеко не случайно, что царские сатрапы в России прятали от молодёжи творения Виктора Гюго. Не случайно также и то, что к его произведениям, в которых проповедовалась передовая мысль, тянулась революционная молодёжь. Как вспоминает соученик товарища Сталина по Тифлисской духовной семинарии Г. Паркадзе, у И. В. Сталина в годы его учёбы был отобран, или, как говорится в донесении помощника инспектора, «конфискован», роман Виктора Гюго «Труженики моря». Такая же участь постигла другую книгу Гюго, «93-й год».

Виктор Гюго гневно обличал лживую мораль и законы эксплуататорского общества, защищая угнетённых и обездоленных людей Франции. В творчестве Гюго был пафос веры в нравственные и творческие силы народа.

Герои Виктора Гюго - это простые люди Франции. Безродный слуга в его драме «Рюи Блаз» и уличный комедиант в романе «Человек, который смеется» умеют постоять за народ, они срывают лживые покровы с продажных и алчных министров и членов парламента. Такой персонаж Гюго, как, например, Гуинплэн, - символ морального торжества социально униженных и отверженных. Гуинплэн предпочитает гибель с обездоленными счастью и жизни с лордами. В своей речи в палате лордов Гуинплэн говорит:

«Вы полагаете, что я исключение? Нет, я символ. Я представляю собою человечество таким, каким его сделали. Что сделали со мною, то сделали со всем человечеством. Мне искалечили глаза, ноздри, уши, - ему искалечили право, закон, истину, разум и мысль».

Борец в области искусства, Виктор Гюго был всю свою жизнь борцом и на непосредственных фронтах политической и социальной жизни.

Автор «Собора Парижской богоматери», «Отверженных», «Тружеников моря» и многих других произведений всегда привлекал к себе широкие круги читателей из народа большим социально-этическим пафосом своих творений, волнующей социальной тематикой. Романтизм Гюго по своему духу революционен. Его творчество пронизано целым рядом реалистических элементов, в нём отразились проблемы современной социальной жизни.

Образы, созданные великим романистом, во многом гротескны и гиперболичны, но за ними всегда можно было видеть самую жизнь. Не случайно художественные образы произведений Гюго использовал Маркс в своих классических трудах.

Всей душой Гюго ненавидел зачинщиков войн. В наши дни, чествуя великого гуманиста, нельзя не привести слова его пламенной речи против войны, произнесённые перед собранием лионских рабочих в 1877 году. Гюго говорил:

«В переживаемый нами момент две противоположные силы властвуют над миром.

Достаточно одного слова, чтобы охарактеризовать этот странный момент. О чем мечтают короли? О войне. О чем мечтают народы? О мире... Под грозным призраком мобилизуемых армий, под всей этой мрачной военной вакханалией чувствуется непреодолимое стремление к миру. Я повторяю, я настаиваю, - кто хочет войны? - Короли. Кто хочет мира? - Народы.

Мне кажется, что в настоящий момент готовится столкновенье между войной, к которой стремится прошлое, и миром, которого жаждет настоящее.

Граждане, мир победит».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены