Встречи на Волге

Юрий Трифонов| опубликовано в номере №587, ноябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Огни в ночи

Мы подъехали к Жигулёвску на рыбачьей лодке заполночь. Тёмный песчаный берег казался пустынным; от него веяло сыростью, пахло мокрой землёй, мазутом. И как-то не верилось, что великая стройка именно здесь...

Нет, конечно, верилось! Но в этой будничной простоте ночного берега было что-то поразительное - так внезапно поражает в первую минуту знакомства со знаменитым человеком его какой-нибудь очень скромный, житейский жест.

Мы зашагали вдоль берега и долго шли молча - от усталости.

Волга была светлой от звёзд, небо над нами ярко и щедро горело, и только южная часть его казалась удивительно чёрной - без единой звезды. Там, невидимые сейчас, стояли горы.

Впереди нас роились огни. Три слоя огней: близкие и самые яркие - котлованные, дальше - огни посёлка строителей, а ещё дальше - слившиеся в одну светлую, мерцающую полосу далёкие огни городка нефтяников Жигулёвска. Мы пошли к огням. А нам навстречу неслось и с каждой минутой нарастало железное клокотанье стройки».

И вот мы уже на земляном гребне, на самом краю котлована. Под нами, в забое, освещенные яркими лампами экскаваторы. На самом ближнем алеет звезда, прикреплённая к стреле. Трудно говорить: не слышим друг друга. Ревут моторы экскаваторов. Стремительно передвигаясь, громыхают многотонные стальные туши ковшей. Низким львиным рыком рычат стоящие вереницей мощные самосвалы, словно от нетерпения: ждут не дождутся своей очереди подкатить к экскаватору и встать под ковш.

А над котлованом плотными клубами колыхается пыль, огромная туча пыли, неоседающая, непроглядная, густооранжевая при электрическом свете, поглотившая небо и звёзды - остальные экскаваторы почти не видны из-за пыли, их угадываешь по огням. Вот алая звезда ближнего экскаватора быстро двинулась сквозь темноту и замерла. Стрела остановилась на мгновенье, ковш опустился, вонзил стальные зубы в грунт и тотчас пополз вверх, наполненный землёй до краёв. В кабине мелькнула светловолосая кудрявая голова машиниста и исчезла.

Чудовищная пасть ковша уже висит над самосвалом; кажется, сейчас расплющит его, разнесёт в щепы чёрная земляная лавина. Вот пасть разомкнулась. Мгновенный глухой шум, мельканье обвала. Но мощный кузов автомашины только слегка вздрагивает под грузом, чуть приседает. Машина уносится в темноту... На её место тотчас подкатывает другой грузовик.

В этом напряжённом, чётком движении, в этих ночных огнях, блистающих в пыльном мраке, в неумолчном гуле машин, в нетерпеливом жесте шофёра, высунувшегося на миг из своей кабины: «Давай, давай, проезжай!» - и даже в исполинских холмах пыли, вздувшихся над котлованом, подобно дымному зареву, - во всём этом громоздком, шумном и стремительном мире чувствовалась подчинившая его себе, незримо присутствующая здесь во всём спокойная и твёрдая воля человека.

А человек этот был нам незнаком. Мы ещё не обменялись с ним ни словом, даже как следует не разглядели его лица.

Вероятно, он должен быть каким-то особенным, необыкновенным, этот человек, участник великой стройки.

Мы подумали о том, что это великая стройка потому, что строит весь народ и строит для всего народа.

А всё, что строит народ, остаётся в веках.

Это великая стройка потому, что начата она в грозные и трудные годы. Враги человечества, предчувствуя последний час, замышляют новую мировую бойню. В ней они думают найти своё спасение. Но простые люди всей земли жаждут мира. С надеждой смотрят они на нашу Родину - непобедимую крепость мира. А наша Родина ведёт гигантское строительство, и не только на Волге, но и на Дону, на Днепре, на Урале, в Сибири, в жарких песках Средней Азии... Это мирный творческий труд могущественного государства, уверенного в своей правоте и своей силе. Вот почему наша стройка вдвойне великая.

И, наконец, это великая стройка потому, что это сталинская стройка, начатая и осуществляемая по начертаниям великого Сталина.

... Вот о чём думали мы, стоя на земляном откосе и с волнением глядя вниз, в озарённую прожекторами чашу котлована, где в громовом ритме, не умолкая ни на минуту, разговаривали между собой машины.

Один из тех, кто боялся опоздать

Я много слышал об известном на стройке экскаваторщике Иване Яшкунове, видел его в работе, слышал как-то его выступление на собрании - хотелось познакомиться с ним поближе. Узнав домашний адрес Яшкунова, я решил просто зайти к нему в гости.

Быстро нашёл я маленькую, довольно чистую хатку в три окна. Она осталась одна на всей улице, остальные дома переехали отсюда, из «зоны затопления», на новое место, километра за четыре в сторону от Волги; не сегодня-завтра и её черёд...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены