Что нам стоит дом построить

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1112, сентябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хочу открыть Америку. Для того, чтобы построить город или поселок, кроме денежных средств, необходимы следующие слагаемые: своевременно подготовленные генплан, проект детальной планировки, рабочие чертежи; проверенные на практике проекты зданий и сооружений, соответствующие не только климатической зоне строящегося города, но и его размерам, социальным и демографическим особенностям, специфике его промышленного производства и роду занятий будущих жителей;

строительная база, мощность которой достаточна для выполнения поставленной задачи, а ассортимент строительных материалов подходит климатическим особенностям района и специфике будущего населенного пункта;

надежный транспорт, способный обеспечивать стройку всем необходимым в оптимальные сроки; достаточно квалифицированные и опытные кадры строителей;

научные и практические рекомендации по строительству в данной климатической зоне, отработанные методы и схемы ведения его.

Сразу оговорюсь, что перечисленные условия не считаю исчерпывающими. Уверен, есть еще много «мелочей», не названных здесь, но имеющих значительный «вес» при возведении городов.

Приведенные в предыдущих статьях факты показывали, к примеру, какую важную роль может сыграть контроль за ведением строительства или координация действий многочисленных застройщиков одного города. Однако нельзя объять необъятное. Потому при перечислении пришлось остановиться лишь на пунктах, которые показались наиболее существенными.

Теперь посмотрим, насколько положение дел на местах соответствует выведенным выше условиям.

В нынешней пятилетке в районах нефте- и газодобычи Тюменской области должно быть построено два миллиона квадратных метров жилой площади, общеобразовательных школ на 23 420 мест, детских дошкольных учреждений — на 16 860 мест, дворцов культуры — на 5 300 мест, шесть спортивных комплексов с плавательными бассейнами, поликлиники, больницы, магазины.

Если раскинуть всю пятилетнюю задачу поровну, на каждый год достанется по 400 тысяч квадратных метров жилья. В 1971 году недодано против плана 137 тысяч квадратных метров. В 1972-м план тоже не выполнен. Теперь, чтобы справиться с пятилетним заданием, нужно в год сдавать по полмиллиона квадратных метров, что малореально. В 1973 году домостроительные предприятия области в лучшем случае достигнут такой мощности, что смогут обеспечить выпуск полносборного жилья на 300 тысяч квадратных метров. Что-то будет построено в кирпиче, дереве. Но совершенно очевидно, что без помощи со стороны не обойтись. И многое зависит от того, кто окажет эту помощь и какой она будет.

Для примера возьмем Нижневартовск.

Три года назад генеральным застройщиком Нижневартовска было определено Министерство промышленного строительства СССР. Не имея нужной базы на месте, оно начало возводить город «ташкентским способом»: подчиненные министерству и расположенные в разных городах страны управления получили задание поставить Нижневартовску определенное количество комплектов панельных домов вместе с бригадами, которые эти дома должны были собрать.

На определенном этапе такой способ мог бы решить некоторые проблемы. Разумеется, если все причастные к делу стороны отнесутся к нему с должной ответственностью. К сожалению, этого ие произошло. В разрушенный землетрясением Ташкент каждая республика, каждый город отправляли все самое лучшее. В Нижневартовск поставляли дома самых старых, самых неудачных серий, тех, что Уфа, Иркутск, Омск, Пермь, Новосибирск, Москва у себя строить уже не хотели. Образчиком этой «бескорыстной помощи» и является дом-кишка по улице Строителей № 10 — 12 — 14 — 16, о котором рассказывалось в первой статье. В довершение всего дома эти к северным условиям не приспособлены и нижневартовцев не устраивают.

Не удивительно, что при таком положении план строительства жилья, очистных сооружений, водопровода, канализации из года в год не выполняется, не хватает школ, больниц, детских садов и яслей. Из-за плохих жилищных и бытовых условий рабочие и специалисты вынуждены увольняться.

И это в Нижневартовске, городе Самотлора!

Нетрудно догадаться, что сейчас самое время начать метание громов и молний в адрес ведомств и организаций, повинных в затягивании и срыве строительства.

Однако не будем торопиться.

На третьем пленуме Тюменского обкома партии, посвященном выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 декабря 1969 года «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири», приводился, в частности, такой факт: разрыв между предлагаемым Главтюменьнефтегазом и принятым Главтюменьнефтегазстроем объемом строительно-монтажных работ в девятой пятилетке достигает 260 миллионов рублей.

Считается аксиомой: при развертывании крупного строительства строительная база должна развиваться опережающими темпами.

Диспропорция между возможностями тюменских строителей и задачами, которые перед ними ставятся, возникла не сегодня и не вчера. Не последней причиной этого явилось конъюнктурное отношение к открытым богатствам, их освоению. В свое время торопились дать первую нефть, стараясь тем самым заявить о себе, о своих богатствах. Самоутверждение такого рода таило подводные камни. Добытые тогда десятин и сотни тысяч тонн нефти не «делали погоды» в общесоюзном топливном балансе, обходились дорого и главное — мешали концентрировать все силы и средства на создании строительной базы, необходимого фундамента будущего бурного роста нефтедобывающей и газовой промышленности.

В дальнейшем планирующие органы не сумели вовремя откорректировать наметившийся перекос, а принятые полумеры не всегда приводили к желаемым результатам. Прохладное отношение многих ведомств к работам, которые они должны были осуществить в Среднем Приобье, во многом объяснимо: в их сводном балансе работы эти занимают далеко не главное место. Их своевременное выполнение не особенно-то красит общую картину выполнения плана. А невыполнение не приводило к срыву общей программы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены