Весна тысяча девятьсот тридцать второго года в Хабаровске стояла холодная, затяжная. Амур вскрылся только к первомайским праздникам, и в порту подняли наконец флаг навигации.
Поздним майским вечером у пристани стоял готовый к отплытию каравая судов: старые колесные пароходы «Коминтерн», «Калинин», «Колумб», низко сидящие в воде баржи «Пионерка» и «Пятилетка». Палубы были заняты ящиками и тюками, навалом лежали новенькие железные лопаты, ломы, кирки.
К полуночи набережная опустела. С грохотом убирались длинные затоптанные сходни. Люди в телогрейках, бросая прощальные взгляды на тонувший в тумане город, исчезали в трюмах, скрывались в каютах.
Только у «Колумба» сходни почему-то не убирались. На палубе, прислонившись спиной к ящикам, стоял высокий, тонкий парнишка в потертой кожаной тужурке. Он внимательно наблюдал за всеми, кто еще не ушел с палубы. Из-за ящиков вполголоса окликнули:
– Сергей?!
Парень, чуть повернув голову, также вполголоса ответил:
– Да, да, я на месте.
Наконец движение на палубе прекратилось, и тот, кого назвали Сергеем, остался един.
Со стороны набережной послышались какие-то шорохи. Около борта возникли люди, они уже стояли у сходней.
– Алешка?.. Девчата?.. – шепотом спросил Сергей, перегнувшись через борт.
– Мы!.. – выдохнули из тумана.
– Поднимайтесь по одной. Только тихо!
Сходни скрипнули, заходили под ногами людей, муравьиной цепочкой взбиравшихся наверх.
Ступив на палубу, первая девушка вопросительно подняла взволнованное лицо. Сергей, мотнув головой, двинулся к кормовому люку и осторожно поднял крышку.
– Сюда... Там лестница, не бойтесь... располагайтесь и спите...
Девушка послушно села на палубу, ухватившись за края лижа, нащупала ногами лестницу и исчезла в трюме. Остальные быстро спустились следом за ней.
Сергей бесшумно закрыл люк и, облегченно вздохнув, пошел к СХОДНЙМ. Там уже возился Алеша. Повернув ж Сергею блестевшее от пота лицо с вздернутым носом, он спросил шепотом:
– Порядок?
– Порядок. – Сергей беззвучно рассмеялся. – А знаешь, этот дядя с бородой тут, на «Колумбе», и почти все начальство тут. Их каюта как раз над девчатами!
Алеша даже присел...
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.