Марк Розовский: «В театре всегда должно быть сострадание…»

Елена Воробьева|24 Марта 2015, 13:42| опубликовано в номере №1793, март 2014
  • В закладки
  • Вставить в блог

 

 

Марк Розовский – создатель и главный режиссер театра «У Никитских ворот». Удивительный человек, гражданин, патриот, бесконечно преданный Искусству, талантливый режиссер, находящийся в постоянном творческом поиске. Именно он поставил один из самых ярких спектаклей XX века – «История лошади», по знаменитому классическому произведению Л.Н.Толстого.

Наша встреча с Мастером состоялась перед премьерным показом спектакля «Трамвай «Желание» по одноименной пьесе Теннеси Уильямса.

Марк Григорьевич, в вашем театре премьера - спектакль «Трамвай «Желание». Почему вы выбрали Теннесси Уильямса и именно это его знаменитое произведение, которое ставилось многократно во всем мире?

- «Трамвай «Желание»- одна из лучших пьес двадцатого века, продолжающая чеховские традиции. К американскому драматургу Теннесси Уильямсу я отношусь с огромным уважением и преклонением. Тончайший психолог, удивительно глубокий мастер, умеющий вникать в человеческие судьбы. В этой пьесе -  великолепный сюжет с поворотами, непредсказуемыми ходами, и при этом написал ее очень гуманный автор. Его можно сравнить с Антоном Павловичем Чеховым. Он прекрасно знал творчество Чехова и учился у него написанию пьес, но при этом вовсе не подражал ему. Таинственное, непостижимое нутро человека вскрывал и Чехов, и Уильямс, именно это и роднит их.

Пьеса «Трамвай «Желание» - очень чувственная, с глубинным пониманием женской души, пониманием того, что такое одиночество, что такое болезненное несоответствие человеческого «я» с реалиями жизни. Уильямс близок мне своей глубиной и человечностью. Этот автор заставляет задуматься о многом, и, думаю, зритель это оценит.

Я не первооткрыватель, «Трамвай «Желание» – классика американской литературы,  и моя трактовка будет очередной в ряду театральных постановок. Мы с актерами работаем над спектаклем с превеликим удовольствием, и при этом я чувствую особую ответственность перед зрителем.

- Что означает понятие «творческая личность»? Каждый ли режиссер, актер может считать себя таковым?

- Сегодня на нас нашла большая «порча». Много выскочило имен, которые считают себя художниками, которые утверждаются вне автора, они собирают залы на множество своих китчеобразных «пшиков», но им нечего сказать! Эпатируют, умело создают подобные «пшики» в элегантной, эффектной упаковке, а нашему порой не слишком тонкому и не слишком грамотному зрителю, к сожалению, только это и нужно. Но так было во все времена. Александра Сергеевича Пушкина, например,  не все его современники ценили, были в его время более популярные и модные поэты и писатели.

 Лев Николаевич Толстой говорил: «Делай свое дело, а там будь, что будет», и я, в меру своих сил, следую его общеизвестному завету. Лично я никогда и никого локтями не «распихивал», делаю свое дело в своем театре и горжусь, что мы, слава Богу, каждый день собираем полные залы. Я очень хочу, чтобы в мой театр ходили зрители, ведь он, по сути, демократичен и создан для людей.

- У всех ли строится театр, как у вас, или есть что-то, что сегодня угрожает театральной культуре?

- Сегодня, оглядываясь по сторонам, я вижу парад дилетантства, непрофессионализма, подсаживание на пьедесталы, распределение различных премий по «междусобойчикам»… Сегодня в почете гламур и искусственные «звезды». Театр наш засорен лицами крайне сомнительными не столько с точки зрения их биографий, сколько из-за их ледяного равнодушия к собственно театру, к воздуху сцены. Я знаю множество драматургов, которые не ходят в театр вообще. Не бывают там, и все! Хоть, тресни! Это место они обходят совершенно сознательно, оно для них пугающе чужое!.. Но при этом продолжают писать пьесы – одну за другой! А зачем? Вопрос, конечно, интересный и не требующий ответа.

Есть театральные критики, которые в наш театр вообще не ходят, и это дикость! Такого не было ни при Станиславском, ни при Мейерхольде. Они занимаются обслуживанием определенных лиц, и в упор не видят того, что не хотят видетьА вот зрителя «сбить» трудно, он и спасает нас от такого невежественного и несправедливого невнимания.  

Я хочу, чтобы театр «У Никитских ворот» развивался, чтобы это всегда был театр, где есть сострадание, сочувствие, человечность и понимание. Искусство театра контактно. Потеряв контактность,  мы потеряем все! Творческая личность – это тот, к то посылает со сцены некий Сигнал в общество: как он страдает, как он ликует, как негодует… Люблю, когда зал встает и аплодирует артистам. Ради этого театр и существует. Волна со сцены идет в зал и обратно! В этот момент мне можно даже позавидовать – я испытываю самое высшее ощущение счастья в жизни! Я люблю эти финалы, ведь ради этого мига мы трудились, отдавали себя до конца! Зрители приходят в театр, совершенно чужие друг другу,  а после спектакля создается ощущение, что все вдруг породнились!

- Некоторые режиссеры исключают из репертуара спектакли, которые идут в театре больше трех лет. Ваш гениальный спектакль «История лошади» в памяти нескольких поколений зрителей, наших соотечественников и зарубежных, и совсем молодые люди могут его видеть сегодня. Нужно ли постоянно обновлять репертуар, снимая «старые» постановки?

- У нас есть по двадцать семь и по тридцать лет идущие спектакли, и я не могу взять их и снять – они живые!!!

Самая широкая публика смотрит их из года в год с интересом! Я не хвастаюсь, только констатирую факт и все. У этих спектаклей нет премий, но они не ради них, поверьте, создавались. Главное, что их ценит зритель – это самое святое вознаграждение.

Вообще, если оглянуться вокруг, есть спектакли с псевдорезонансом, с критикой и рекламой, усыпанные бенгальскими огнями, бенгальскими потому, что уже через два месяца эту постановку никто не увидит – ее на афише нет. «Спустили» в мусоропровод и забыли навсегда!

Сегодня сохранить спектакль бывает иногда труднее, чем его поставить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дива

2 декабря 1923 года родилась Сесилия София Анна Мария Калогеропулос (Мария Каллас)

Любовь как смысл жизни

10 ноября 1623 года родилась Анна де Ланкло (фр.Ninon de Lenclos)