Звуковые коллажи

Владимир Мишин| опубликовано в номере №1382, декабрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Четыре года назад были названы лауреаты первого Всесоюзного фестиваля популярной музыки «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Среди тех, кого отметило жюри, возглавляемое композитором Юрием Саульским, оказалась и московская самодеятельная группа «Автограф».

Второе место в Тбилиси стало своего рода началом биографии коллектива, если учесть тот факт, что музыканты впервые собрались вместе всего за полгода до фестиваля. В сравнительно небольшой срок произошло становление «Автографа» – и вот сейчас они уже серьезные профессионалы, их выступления с успехом проходят во многих городах страны. Коллектив знают в Болгарии. ГДР, Венгрии...

«Автограф» – это явление. Не часто встречаются в наше время ансамбли, способные соединить национальные музыкальные традиции с жесткими ритмами рок-музыки», – писали венгерские газеты после концертов в Будапеште. Можно добавить, что в основе успеха ансамбля – рожденные в самом коллективе композиции, составляющие основу репертуара.

– Мы идем по пути создания сложных произведений, неразрывно связанных с образным поэтическим словом, – говорит музыкальный руководитель «Автографа» Александр Ситковецкий. – Наши концерты в первую очередь для тех, кто приходит на них не развлекаться, а размышлять.

...Любой концерт ансамбля не только музыка, но и оригинальная световая партитура. Используются все новейшие технические средства, вплоть до лазеров. При этом независимо от громкости звука слышна каждая нота, каждый гитарный аккорд. Сложнейшая полифония пьес «Пристегните ремни безопасности», «Ливень», «Корабль», «Марсианские хроники» полярна бессмысленной какофонии, исполненной на децибельном пределе.

– Проще простого оглушить слушателя, современная аппаратура позволяет это делать, – считает Александр Ситковецкий. – Тому же, кто видит в подобном подходе к рок-музыке смысл, надо уйти со сцены, и чем раньше, тем лучше.

Стихи большинства песен «Автографа» написаны молодыми московскими поэтами Маргаритой Пушкиной и Борисом Баркасом. Стихи о всепобеждающей любви, о месте человека на земле, о том, как важно беречь дорогое – мир. К числу наиболее сложных композиций из своего репертуара музыканты относят переложение симфонической пьесы Георгия Свиридова «Время, вперед!». Решение взяться за нее – шаг определенно смелый. С блеском исполнить произведение советской классики позволяет высокое исполнительское мастерство солистов и музыкантов ансамбля. Окончил консерваторию Леонид Макаревич (клавишные), учится в ней Леонид Гуткин (гитара-бас), училище при консерватории заканчивал Виктор Михалин (ударные), а в Гнесинском училище получают образование вокалист Артур Михеев и сам руководитель Александр Ситковецкий.

Ясная гражданская позиция – вот что особенно важно в нынешнее тревожное время. Вместе со всеми честными художниками музыканты «Автографа» вносят свой вклад в дело мира. Два года назад ансамбль был среди участников Марша мира, колонны которого прошли по проспектам и улицам Москвы. «Автограф» – неизменный участник концертов, сбор от которых перечисляется в Советский фонд мира.

Будущим летом в Москву съедутся представители прогрессивной молодежи планеты на свой фестиваль. Их ждет насыщенная культурная программа, в которой примут участие ведущие музыкальные коллективы страны. Начал подготовку к фестивалю и «Автограф», не так давно удостоенный звания лауреата VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

– Программа наших фестивальных выступлений будет целиком посвящена теме разоружения и мира, – рассказал музыкальный руководитель группы. – Уже написаны несколько композиций на стихи Маргариты Пушкиной. Некоторые из них мы исполним на традиционном ежегодном фестивале «Песня в борьбе за мир», который состоится зимой в столице Германской Демократической Республики.

Однако дорога, по которой идут музыканты из «Автографа», не усеяна только розами. И заслуженный успех, которым коллектив по праву гордится сегодня, не счастливая случайность. Слагаемые успеха – дружба и трудолюбие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о «короле графоманов» Дмитрии Ивановиче Хвостове, о жизни и творчестве  Леонида Андреева, о традициях, которые Юрий Гагарин ввел в звездном городке, о животных, побывавших в космосе, о «величайшим режиссером всех времен и народов» по словам Вуди Аллена  –  Ингмаре Бергмане, о знаменитом «Литературном квартале» в Коктебеле, иронический детектив Павла Стерхова «Свадебный пирог и… немного крови» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

И жизнь, и чувства, и гармония

Подводим итоги дискуссии «Вернутся ли в песню мелодия и смысл?»