Знай повадки танка

С Вальдгард| опубликовано в номере №369-370, октябрь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

В современной войне танк часто играет основную и решающую роль на поле боя. В чем его сила? В хорошем вооружении, прочной броне. И только? Нет, он обладает еще одним качеством - замечательной проходимостью.

Танк хорошо проходит по проселочной дороге и целине, по асфальту и вспаханному полю. Танки переползают через канавы и окопы, взбираются по крутым подъемам, влезают па вертикальные уступы, ломают деревья и дома.

Надо хорошо знать механические свойства танков, их возможности преодолевать препятствия, особенности их движения на местности, чтобы наносить этим подвижным бронированным крепостям меткие и смертельные удары.

Что позволяет танкам передвигаться почти по любой местности? Гусеницы. Она помогают тяжелым танкам проходить по топким грунтам вскарабкиваться, на уступы и преодолевать различные препятствия.

Танк - машина тяжелая. Нередко его вес достигает десятков тонн. И все же танк проходит по таким мягким и топким грунтам, где проваливаются колесные броневики, а подчас даже и копыта лошадей... Это потому, что в данном случае важен не общий вес машины. Дело тут не в весе, а в удельном давлении, которое производят гусеницы на каждый квадратный сантиметр грунта.

Колесный броневик опирается только на небольшую поверхность нижней части своих колес. Значит, вся его тяжесть сосредоточивается на этой малой площадке, и на каждый квадратный сантиметр ее приходится большое давление. Танк же опирается на большую поверхность гусениц. Его общий вес распределяется на всю эту площадь, и поэтому на каждый квадратный сантиметр приходятся небольшое давление. Подсчитано, что давление, которое приходится на квадратный сантиметр площади, при прохождении колесного броневика бывает равным от 2 до 6 килограммов. Лошадь с всадником давит с силой около 2 килограммов на квадратный сантиметр, а танк - эта бронированная громада - давит с силой лишь в 200 - 900 граммов на квадратный сантиметр грунта.

Происходит то же, что каждому из нас приходится часто наблюдать: пешеход проваливается в глубоком снегу, а лыжник свободно скользит по нему.

Но действительно ли танк не знает преград и легко проходит на любой местности?

Нет! Не всякий грунт выдерживает давление танка. Установлено, что давление на квадратный сантиметр слабого, торфяного грунта не должно превышать 0,25 килограмма на квадратный сантиметр. Пройдет яла застрянет средний танк на том или другом грунте? Определить это можно так: если по этому грунту пройдет в полном снаряжении пехотинец (давление его ног около 0,5 килограмма на квадратный сантиметр), то пройдет и танк.

Поэтому наши бойцы-истребители подкарауливают вражеские танки на слабых в топких грунтах, на заболоченных местах и здесь уничтожают их. Если танк даже не остановится на топком грунте, то, во всяком случае, скорость его движения уменьшится.

А раз так, то и подбить его легче.

Танк передвигается на гусеницах. Только при их помощи может он преодолевать серьезные препятствия. Давайте внимательно присмотримся, как работают гусеницы.

Состоят они из отдельных звеньев (траков), которые гибко соединены между собой. В движение их приводят ведущие зубчатые колеса, которые обычно находятся сзади танка и несколько приподняты над землей.

Как движется гусеничная лента?

Верхние ветви гусениц движутся вперед, огибают поднятые над землей направляющие зубчатые колеса (впереди танка) и затем опускаются вниз. Нижние ветви гусениц прижаты к земле тяжестью машины и остаются неподвижными. Танк катится вперед по этой неподвижной части своих гусениц. Катится он на нескольких небольших колесах (катках).

Для того чтобы танк двигался вперед, поверхность его гусениц должна хорошо сцепляться с грунтом и отталкиваться от него. Между гусеницами и грунтом должно быть, как говорят, достаточное сцепление. Всегда ли оно есть?

Нет, иногда сцепление гусениц с грунтом бывает недостаточным. На льду, например, или на жидкой и скользкой грязи нижние ветви гусениц буксуют, танк не может оттолкнуться от грунта и перестает идти вперед.

Тут-то истребители и нападают на танк. С буксующей машиной легче расправиться и гранатой и пулей.

Но нельзя же летом поджидать гололедицу, а в засуху дождей! Танки надо уничтожать и в ясную, сухую погоду. Что же, если нет природных препятствий, надо прибегать к искусственным. Можно, например, искусственно разжижать почву, заболачивать даже целые массивы. В таких случаях запруживают ручьи и небольшие речки - вода выступает из берегов и затопляет луга, поля и леса. В зимнее время некоторые участки поливают водой, для того чтобы образовалось искусственное обледенение. Это сильно затрудняет движение танков.

Какие грунты более удобны, а какие менее удобны для движения танков? Лучше всего танки ходят по грунту средней твердости, например по плотному, сухому дерну. На слишком мягкой почве сцепление гусениц недостаточно - потому танки с большим трудом движутся по свежевспаханным полям или сыпучим пескам. Плохи для танка и слишком твердые грунты. Гусеницам трудно зацепиться на льду или на бетонированной мостовой. В долговременных противотанковых сооружениях устраиваются гладкие бетонные площадки, на которых гусеницы скользят и буксуют.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены