Зимней тропой

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Туризм» – слово иностранного происхождения, означающее «путешествие для удовольствия». Чтобы ваше путешествие действительно доставило вам удовольствие и, нелишне добавить, принесло пользу, нужно его правильно организовать, тем более, что зимний турпоход намного труднее, чем летний. Участников лучше всего собрать 10 – 12 человек. При таком числе удобнее распределить груз и обязанности, легко найти место для ночлега, использовать при необходимости попутный транспорт. Подбирать участников нужно с учетом не только их физической подготовки, но и моральных качеств: зима шутить не любит – если летом, например, недисциплинированность одного участника лишь задержит группу, то зимой это может привести к обморожению, тяжелой травме и даже несчастью. Практика показывает, что причины несчастных случаев в походах – в нарушении правил безопасности, неоправданном риске, отсутствии дисциплины.

Однообразное вышагивание километров быстро приедается, поэтому, прежде чем отправиться в поход, определите цель похода – сдача нормативов ГТО, посещение музеев и исторических мест, знакомство с природой – и разработайте маршрут с учетом пожеланий и физических возможностей участников. Перед многодневным турпоходом необходимо пройти медосмотр.

Каждый участник должен иметь все необходимое и ничего лишнего – нести ведь придется на своих плечах. Позаботьтесь о хорошем рюкзаке. Под лямки подшейте войлок, чтобы их ширина стала 6 – 8 сантиметров. Все тяжелые вещи кладите на дно рюкзака, легкие – сверху, мягкие – к спине. В наружные карманы положите то, что требуется в пути. Рюкзак загружайте плотно, в первую очередь углы. Каждая вещь в рюкзаке должна всегда лежать в одном и том же месте, чтобы ее можно было сразу взять (не найти, а именно взять) даже в темноте. Продукты туристы несут примерно поровну, а групповое снаряжение (палатки, ведра, топор) – только мужчины. Ориентирование осуществляется по карте и компасу. Иногда рекомендуют для точного определения азимута пользоваться транспортиром.

У меня был транспортир, когда я шел руководителем похода по Карелии. Намечая маршрут первого дня, я повернул транспортир на 90 градусов, чтобы не загораживать нужный участок карты, а потом забыл вычесть эти 90 градусов. Никогда не предполагал, что можно так нелепо ошибиться, но... Словом, я повел группу на север вместо запада, да так уверенно, что товарищи, вместе со мной обсуждавшие маршрут, даже не обратили внимания, что мы идем не в ту сторону. Шли очень долго, шли по таким дебрям, куда и Бабу Ягу не заманишь, устали – ни в сказке сказать, ни пером описать. Но от азимута не отклонились, так что в конце концов все же вышли на какую-то дорогу. Шофер проезжавшего лесовоза показал нам на карте наше местонахождение и подвез нас до ближайшего «населенного пункта» – будки лесорубов, где они отдыхали и хранили инструмент. Там мы и заночевали. Товарищи мои так устали, что не было у них сил меня ругать. А утром вчерашние лишние километры уже вспоминались как веселое приключение. Поход мы закончили благополучно, но с тех пор я никогда не пользуюсь транспортиром.

Во время перехода по готовой лыжне группа должна идти плотно, не растягиваясь. Впереди – руководитель похода, за ним – те, кто физически послабее (обычно женщины), затем – те, кто посильнее. Последним идет самый сильный и опытный турист – замыкающий. Он следит, чтобы никто не отстал, в случае остановки кого-либо из участников узнает, что случилось, помогает, если надо, а при длительной задержке – останавливает группу.

Если на маршруте снежная целина, то приходится «тропить» (прокладывать лыжню). Первому («тропящему») идти тяжелее всех, поэтому «тропящие» сменяются через 5 – 10 минут и становятся в хвост группы. В большой группе руководитель похода бессменно идет вторым или третьим, не меняется также замыкающий.

При необходимости следует забирать часть груза у ослабевших туристов и передавать более выносливым. Это не рыцарство, а необходимость: нарушение порядка следования сказывается на движении всей группы, ведь она то и дело сбивается с темпа, начинаются взаимные упреки («не спешите, не отставайте»), создается нервозная обстановка. В итоге группа идет медленнее, а устают все гораздо больше, чем при ненарушенном порядке движения.

Привалы на 10 – 15 минут устраивайте через 45 – 50 минут ходьбы, кроме первого, который надо сделать через 10 – 15 минут, чтобы туристы могли устранить все, что мешает на переходе: снять лишнюю одежду, поправить обувь. Делать привалы надо в живописных и удобных местах, защищенных от ветра, желательно там, где происходит задержка группы – поломка снаряжения, преодоление естественных препятствий. Например, при спуске с горы сделайте привал сразу после спуска. На привале дайте возможность фотолюбителям отвести душу, иначе они будут задерживать группу на переходе.

Перед уходом с привала подается команда «приготовиться». По этой команде уложите в рюкзаки вынутые вещи, поправьте снаряжение. Когда все готовы, подается команда «надеть рюкзаки». Надевать их раньше не следует, так как придется ждать тех, кто еще не готов, а это утомительно. Руководитель проверяет, все ли в сборе, не оставлены чьи-либо вещи, не валяется ли мусор.

На ночлег надо останавливаться засветло, чтобы успеть устроить бивак до наступления темноты. Сразу после остановки туристы достают все необходимое для ночлега и ужина. Дежурные готовят ужин, костровой следит за костром, остальные туристы заготавливают дрова, чтобы хватило и на утро. Потом проверяют снаряжение, подменяют дежурных, ставят палатки. Есть, правда, любители ходить зимой без палаток.

В уже упомянутом походе по Карелии без палаток шли и мы: надеялись на ночлег в лесных промысловых избушках, известных мне по прошлому походу и отмеченных на карте. Но с дороги-то мы сбились и шли теперь напрямик по компасу. Шли мы правильно (урок пошел впрок), но на новом маршруте избушек не было. Пришлось ночевать на свежем воздухе, а при морозе да в лесу он действительно свежий. Опытные туристы знают много разных способов на все случаи жизни. По одному из таких способов мы разожгли большой костер из бревен, а когда от него остались мелкие угольки, набросали сверху лапник и легли спать в спальных мешках, положенных на лапник плотно друг к другу. Спать тепло. По каким-то законам физики, известным только туристам, угли должны были медленно тлеть, отдавая тепло нашим уставшим телам. Но у меня ночью загорелся спальник. Я гасил огоньки руками и снегом, а спальник продолжал тлеть в других местах. Когда я наконец погасил все, что тлело и горело, на спальнике остались две огромные дыры, через которые, как уверяли проснувшиеся товарищи, можно было влезть в спальник, даже когда он был застегнут. Теперь я предпочитаю ночевать в палатке.

Утром дежурные встают на час раньше остальных и готовят завтрак. Перед уходом нужно сжечь мусор, остатки пищи оставить в укромном месте для птиц и зверей, дрова и лапник сложить в кучу для тех, кто пойдет после вас.

Помните: туризм – прекрасный отдых, если... вы умеете отдыхать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Метроном»

Клуб «Музыка с тобой»