Журнал «Современник»

Константин Орешин| опубликовано в номере №494, декабрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды в редакцию журнала поступит небольшая статья о журнале времён Екатерины II «Собеседник любителей российского слова». С первых же страниц она произвела на Чернышевского сильное впечатление. Он увидел, что автор статьи чрезвычайно близок ему самому по взглядам и настроениям и вдобавок обладает исключительным литературным талантом. Николай Гаврилович пожелал познакомиться с этим автором...

На другой день жена Чернышевского Ольга Сократовна спросила у мужа:

- Ну как, нашёл человека, который может писать как надобно, по - твоему?

- Нашёлся такой человек, - взволнованно отвечал Николай Гаврилович. - Да, нашёлся... Вчера вечером приносят статью небольшую: читаю, думаю, неужели, наконец, попадается человек со смыслом в голове? Читаю. Так, так, должно быть, со смыслом в голове! Ну, и потом стал говорить с ним. Проговорил с ним часов до трёх. Это человек. Со смыслом человек. Будет работать... Ему двадцать первый год только ещё. Замечательная сила ума. Пишет превосходно, не то, что я: сжато, легко, блистательно. Понимает, всё понимает как следует!

Молодым автором статьи был Николай Александрович Добролюбов. Чернышевский сразу оценил гениального юношу и незамедлительно привлёк его для работы в журнале. В скором времени Добролюбов получил в своё ведение весь критический отдел «Современника».

Деятельность Чернышевского привлекла внимание жандармского третьего отделения: за Николаем Гавриловичем установили шпионскую слежку. На квартиру к Чернышевскому неожиданно явились жандармы во главе с полковником Ракеевым, тем самым, что за 25 лет до этого конвоировал воровски увезённый ночью на санях гроб с телом Пушкина. Жандармы произвели тщательный обыск, забрали неоконченные статьи для журнала, письма и дневники, а Чернышевского арестовали и увезли в Петропавловскую крепость.

... Гулко звучат шаги в сводчатых коридорах Петропавловской крепости. Часовой припадает к «глазку» девятой камеры: арестант сидит за столом, склонясь над листом бумаги. Перед ним лежит толстая стопка уже исписанных страниц - это страницы замечательного романа «Что делать?»

По нечаянному недосмотру, в котором третье отделение потом жестоко раскаивалось, рукопись была выпущена из стен Петропавловской крепости. Со множеством печатей, доказывавших её долгие мытарства по разным цензурам, рукопись поступила в редакцию «Современника». Огромный успех романа «Что делать?» заставил жандармов спохватиться и немедленно изъять из продажи три номера журнала, в которых был напечатан роман. Это ускорило разбор дела Чернышевского. 19 мая 1864 года состоялась «гражданская казнь», а за нею последовали 20 лет сибирской каторги и ссылки.

Члены редакции журнала теснее сплотились вокруг Николая Алексеевича Некрасова. Всячески обходя цензуру, журнал печатал гневную, бичующую сатиру Салтыкова - Щедрина, реалистические пьесы Островского. Выдающийся русский философ и публицист Антонович отстаивал на страницах журнала убеждения Чернышевского. «Современник» гордо нёс знамя революционной борьбы до последних дней своего существования.

28 мая 1866 года издание журнала было запрещено царским правительством. Возмущение широких слоев русского общества было столь велико, что даже правительственный цензор Никитенко отметил это в своём дневнике:

«Я не помню давно, чтобы правительственная мера производила такое единодушное и всеобщее недовольство, как запрещение журнала «Современник»...»

В редакции «Современника» зарождались и зрели славные традиции русской социалистической журналистики: высокая идейность, подлинная народность и непреклонность в борьбе за светлое будущее нашей Родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены