Скоростной спуск

Дмитрий Ростовцев| опубликовано в номере №494, декабрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Медленно, внимательно осматривая трассу спуска, камни, деревья, кустарники, поднимается в гору группа лыжников. Лыжи у них из прочной, тяжёлой древесины, края окантованы стальными пластинками. Крепления на лыжах металлические, и ботинки с толстой подошвой как бы намертво схвачены ими. У одних на лыжах шнурки, у других снегоцепы, а кто просто обмотал лыжи верёвкой - это для того, чтобы при подъёме лыжи не отдавали назад. У кого же нет приспособлений против отдачи, тот вынужден взбираться «лесенкой», «ёлочкой» или зигзагами, затрачивая на это попусту много сил.

С горы спортсменам придётся нестись по трассе длиною 2700 метров с огромной скоростью - местами свыше 100 километров в час. Тут каждый бугорок становится своеобразным трамплином, а незамеченные вовремя камень, дерево или кустик, которые то и дело попадаются на трассе, могут и вовсе вызвать катастрофу. Поэтому лыжники так внимательно осматривают трассу и стараются тщательно запомнить все детали, чтобы во время спуска не произошло никаких «сюрпризов».

Подъём начали с финиша - к нему ведёт узкая просека в лесу с большим виражом из горловины между скал, заваленной глыбами снежной лавины. Ветер растрепал эти глыбы, похожие на мгновенно схваченные морозом буруны рассвирепевшего моря. На скорости «волны» будут трепать тебя, и ты промчишься только по их верхушкам, вернее, испытаешь серию сильных ударов по ногам; пологий вираж, на который ты взбирался целых 15 минут, пролетишь в секунды, и он покажется тебе таким крутым, что, стиснув зубы, надо будет кантовать лыжи, иначе тебя вынесет наружу, где подстерегают два огромных валуна, оставленных здесь древними ледниками.

Поднимаемся дальше. Густой кустарник, в нём вырублена просека до 4 метров шириной. Здесь длинный участок пологого спуска.

В пути встретилась оживлённая толпа - это болельщики. Они уже облюбовали себе место, откуда можно будет наблюдать состязания. Отсюда великолепно виден крутой склон длиною свыше 300 метров и на нём контрольные ворота. Чтобы попасть в них сверху в затем угодить в горловину, в этом месте придётся сделать поворот.

Подъём такой крутой, что никакие приспособления уже не помогают. Лыжники срываются один за другим. Ничего больше не остаётся, как подниматься «лесенкой».

Выше огромный «лоб» с торчащими камнями. Здесь густо стоят жёлтые флаги - предупреждение об опасности. Среди камней ветками обозначен кривой коридор, и кое - кто уже высмотрел, как его спрятать, чтобы выиграть в расстоянии. Правда, это сопряжено с большим риском, но чего не сделаешь для победы!

Видна уже и вершина. К ней ведёт очень хороший открытый склон. с крутизной до 25 градусов. На склоне поставлено трое контрольных ворот - это создаёт дополнительные трудности при прохождении трассы с поворотами и в то же время ограничивает нарастание скорости. Прямую, идущую от старта, пересекают гряды обледенелого снега, и, как ни старались мы их разбить и разровнять, ничего не вышло.

Поднялись на вершину горы Вудьяврчорр. Отсюда во все стороны открывается величественная панорама. Подковой стоят горные вершины, окружающие озеро Вудьявр, - оно прямо под нами, на глубине примерно 1000 метров. Вдали, в дымке, расстилается тундра. Виден рудник, где добываются апатиты. Змейкой извивается электрическая железная дорога.

Связисты уже протянули нитку от финиша, и стартёр по телефону докладывает главному судье, что участники поднялись на вершину. Дают пробный старт для проверки линии и секундомеров.

До старта остаются считанные минуты. Идёт лихорадочная подготовка - подмазываются парафином лыжи, туже перешнуровываются ботинки. На глаза надеваем защитные очки.

Получает старт первый номер - Юрий Скворцов. Вот он скрылся за вершиной. Все мысленно следуют за ним. Телефонист передаёт - приняли! Время - 2 минуты 19,6 секунды. Некоторые уже завидуют ему: он выдержал испытание. у него все трудности позади.

Вторым пошёл Вейньш, представитель Латвийской ССР. Смелый мотогонщик летом, зимой он лучший слаломист республики. Приняв низкую, изящную стойку, он помчался вниз. Оставшиеся продолжают подготовку и поглядывают на телефониста: время Вейньша - 2 минуты и 22,6 секунды.

Михо Гавва, приехавший в Заполярье из Грузии, стартует третьим. Торопливо толкаясь палками, он стремится скорее набрать скорость, а выйдя на крутизну, узко ставит лыжи, низко приседает в вытягивает руки вперёд. Хорошее начало!

С Михо Гаввой мы старые друзья. Наше знакомство состоялось в 1942 году на учебно - горнолыжной базе Закавказского фронта, где готовились горные стрелки. Я там работал инструктором. Юноша заметно выделялся среди других солдат ловкостью, смелостью и уменьем владеть лыжами и вскоре обратил на себя внимание преподавателей. По окончании школы Гавва отправился на фронт, был ранен, а после госпиталя снова попал на базу.

Приятно было обучать такого способного ученика. В 1946 году Михо стал уже мастером спорта.

Но не время сейчас предаваться воспоминаниям. Стартёр приглашает занять освободившуюся стартовую площадку - моя очередь.

Спуск предстоит серьёзный. Впервые судьи решили испытать наши силы на трассе, по трудности не уступающей трассам международных состязаний. Передали время Гаввы - 2 минуты 08,6 секунды. Очень здорово! Слежу за стартом. Внимание! Марш! Толчок, ещё, ещё... и я выхожу на крутое место. Сажусь пониже, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Скорость растёт, свист в ушах усиливается, а веточки, расставленные вдоль трассы, сливаются в одну сплошную линию. Начинает сильно кидать; чтобы быть устойчивее, ноги ставлю пошире. Удар, другой, третий - позади остались гряды обледенелого снега, тряхнуло так, что коленом ударило по челюсти.

Подхожу к первому виражу. Сквозь щели под очки попадает ветер, глаза начинают слезиться. Стараюсь не моргать. На пологих блинах получил ещё одну основательную встряску. Приближаюсь ко «лбу». Впереди, где - то далеко, далеко, видны горы. Присматриваюсь к жёлтым флагам: вот коридор среди камней. За ним впереди уходит круто вниз трёхсотметровый склон. На крутом склоне сцепление лыж со снегом становится ничтожным, встречный воздух с силой «отдирает» меня от снега. Полное ощущение, будто в полёте. В таких условиях очень трудно сделать дугу. На выходе под склоном, наоборот, сильно прижимает. Дальше 400 метров косого спуска, очень устаёт правая нога, хочется привстать, но... тогда потеряешь скорость, а её не так - то легко снова набрать! Промелькнули кустарники, впереди горловина. На буграх лавины предпочитаю встать, чтобы быть устойчивее: лучше потерять доли секунды, чем упасть и испортить всё дело.

Пролетел горловину, стал виден финиш. Опять сажусь, «выжимая» последний вираж мимо валунов, - осталась одна прямая просека. Судья взмахнул флажком. Щёлкнули секундомеры. Делаю последнее усилие для остановки после финиша. Стою, покачиваюсь, ноги сводит от напряжения...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В Астраханской крепости...

Отрывок из романа «Непобедимые»

Великая школа Марксизма-Ленинизма

VII том сочинений И. В. Сталина о комсомоле и молодежи