Девушка заполярья

Л Лубан| опубликовано в номере №494, декабрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В поисках секретаря комсомольской организации нам пришлось обойти почти все цехи Мурманского рыбокомбината. В по - сольном цехе нам сказали, что она «только что проходила», в жестянобаночном цехе: «уж час как не видать», а строители консервного завода уверенно ответили: «ищите, она всегда тут». Нашли мы Августу Карусевич на борту траулера «Ролик». Забравшись на штабеля сложенных на корме бочек, она, шепча что - то губами и изредка занося записи в маленький блокнот, следила за разгрузкой судна. Маленькое подвижное лицо её, казалось, отражало всё происходившее: каждую заминку, каждую паузу, неудачную связку. Минут через десять, спустившись вниз, она успела только произнести: «Извините, через несколько минут вернусь», - и стремительно поднялась по изогнутым лесенкам на капитанский мостик.

Широко размахивая руками и поминутно заглядывая в блокнот, она в чём - то горячо убеждала старого моряка и вдруг, радостно кивнув головой, засветившись тёплой улыбкой, сильно, по - мужски, пожала ему руку, а через мгновение она была уже с нами:

- Пойдёмте к ребятам, по дороге поговорим.

И, как бы оправдываясь, объяснила:

- Надо во что бы то ни стало к ночи закончить разгрузку. Ведь «Ролик» - наш чемпион. С его лёгкой руки разгорелась борьба между траулерами за вылов в этом году 60 тысяч тонн рыбы. Вы поймите: ни один норвежский или американский траулер столько не вылавливал. А они Сталину слово дали. Каждый час теперь дорог.

Через 15 - 20 минут группа комсомольцев начала расчищать заваленную грузом корму судна. Августа, извинившись в пятый раз, помчалась в плотницкую, где «черти задерживают три тачки...».

Мы прошли в рыбный порт. В нём, как всегда, было шумно и оживлённо. Переступив через порог вахты, я увидел секретаря комсомольской организации. Она носилась около подъездных путей, на которых растянулся длинный состав вагонов.

- Знаете, Кировская дорога сильно подводит нас. Все склады заполнены продукцией. Страна ждёт рыбы, а вагонов подают безобразно мало. Связались с комсомольцами - железнодорожниками. Молодцы ребята, помогли. Ведь этот состав организовали нам они. Теперь надо быстро погрузить. Вы извините, я через десять минут освобожусь. Вот только у третьего склада налажу подачу, там молодёжь работает, но новички. Надо проследить...

Через час мы поднялись на второй этаж комбината, в небольшую комнату комсомольской организации. В ней были деловая чистота и уют. На стенах висели портреты, диаграммы и яркая рельефная доска выполнения обязательств молодёжными бригадами и звеньями. На столе лежала раскрытая книга Фадеева «Молодая гвардия» с записями, как лучше проводить её массовую читку; конспекты по книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», биография товарища Сталина и небольшой томик стихов Александра Блока.

- Всё у меня хорошо, одно только плохо: знаний мало, культуры не хватает. Я ведь только начальную школу кончила. С детских лет работаю. Приходится самой навёрстывать. А тут война помешала, работа захлёстывает. Ребята кругом быстро растут. Подтягиваешься изо всех сил, но боязно отстать.

Разговаривая, Августа незаметно с ответов переходит на вопросы. Она интересуется всем, чем живёт сегодня страна. Расспрашивает подробно и настойчиво. И в её вопросах раскрываются широкий кругозор, глубокие знания, подлинная культура. Она называет книжные новинки, она говорит о достижениях новаторов производства, об успехах строителей ленинградского метро, интересуется деталями последних постановок московских театров, спортивными соревнованиями, говорит о лекторах, забывающих Мурманск, расспрашивает о выставленных на Кузнецком мосту и в Русском музее новых картинах советских художников. Её пытливый, любознательный ум, преодолевая расстояния, оживляет мёртвые строчки журнальных и газетных отчётов и заметок.

Она плохо помнит родную деревню Студенцы, Ярославской области, откуда маленькой болезненной девочкой приехала в далёкий, таинственный Мурманск, где плотничал её отец. Влекли её сюда какие - то туманные мечты о счастье, желание увидеть студёное море, загадочный город, найти в нём своё место. И она нашла его. Она поступила сперва разносчицей на телеграф. Работа не понравилась. Перешла в школу ФЗУ. Получила необходимые знания и начала работать на только что выстроенном рыбокомбинате.

Простой и ровной была её жизненная дорога, хотя беспокойный ум и горячее сердце девушки заставляли в любой работе идти своеобразным путём творческих исканий. Она никогда не удовлетворялась тем, что положено. На каждой работе она искала и неизменно находила «изюминку», позволявшую ей перевыполнять норму, улучшать постановку дела.

Здесь, на комбинате, Карусевич вступила в комсомол, сделалась активной общественницей. Здесь её в 1939 году выбрали комсоргом консервного завода, а в 1941 - секретарём комсомольской организации рыбокомбината. В горячих буднях производства, в заботах о людях, в большой организаторской работе по поручению коммунистической организации она познала радость творческого труда, научилась сочетать его со счастьем личной, хорошо устроенной жизни. Её характер, отношение к окружающему миру формировались под влиянием коллектива. Это была отличная жизненная школа.

В сумятице первых военных дней Августа Карусевич быстро определила своё место. Сотни товарищей ушли на фронт, десятки её подруг начали работать в госпиталях, мастерских, в пожарных дружинах. На комбинате остались считанные люди. Враг бешено рвался к Мурманску. Днём и ночью не прекращались бомбёжки, не затухали пожары. Горели дома, тротуары, цехи. Сгорела квартира Карусевич. Августа переехала под лестничную клетку - разрушили и её, тогда Карусевич устроилась в землянке. Но всегда на рассвете - под обстрелом с воздуха, по развороченным бомбами дорогам, мимо тлеющих зданий, вдоль взорванной электростанции - шла она к серым корпусам комбината. Его трудно было узнать. Цехи разрушены, повсюду груды пепла, обуглившиеся куски металла и машин. А смена её работала, делая перерывы только для того, чтобы тушить пожары и разбирать завалы.

В начале 1944 года бригада выросла уже до 50 человек. Всё это были новые люди, в большинстве девушки, впервые пришедшие на производство. Внимательно присматриваясь к ним, десятки раз примеряя и рассчитывая каждую операцию, Карусевич сумела так организовать труд, чтобы отставшая училась у передовой, сильная помогала слабой, а в целом - это был единый, работающий нарастающими темпами коллектив.

Три года прошло с тех пор. Это были годы напряжённого труда, упорной, жестокой борьбы.

Три года назад пришёл в механические мастерские Виктор Афанасьев, сын моряка, погибшего при обороне Заполярья. Казалось, из этого маленького, всегда грязного мальчугана толку не будет: он прогуливал, лодырничал, ругался, мешал другим. Многие предлагали его уволить, но Карусевич упорно и настойчиво воспитывала его. Она требовала от него опрятности. трудолюбия, выискивала в нём хорошие чёрточки и развивала их. Она заинтересовала его книгами, писала о нём заметки в стенную газету и тут же договаривалась с мастером, чтобы тот особенно внимательно отнёсся к этому мальчику. И понемногу Виктор менялся. Теперь он квалифицированный токарь 6 - го разряда, руководитель лучшей в комбинате комсомольско - молодежной бригады, активный комсомолец, хорошо занимается в кружках, постоянный посетитель библиотеки.

Клава Байкова, Аля Соколова со своей подругой Маной Трубкиной, Наташа Бабанцева - - молодые, но очень застенчивые работницы. Они боялись машин: никак, не могли к ним привыкнуть. Много работала с ними Карусевич. Нередко она оставалась в ночные часы, чтобы научить ту или иную девушку управлять машиной. Теперь все они стахановки - двухсотницы.

Мы проходим с Августой по обширным цехам комбината и в каждом видим десятки молодых рабочих, работниц, выращенных, воспитанных комсомольской организацией. Трудовой задор сочетается у них с профессиональным мастерством, сознательным отношением к работе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены