Жар-птица в руках

Олег Спасский| опубликовано в номере №1226, июнь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Касьянов рассказывает:

– Сейчас на втором курсе сорок учащихся, а на первом – уже свыше восьмидесяти. Прием растет. Занимаются ребята старательно, хотя и трудно достаются им знания, профессия. Училище чрезвычайно популярно, престиж у него, как у нас в стране у самых лучших вузов. На работу выпускники направляются во все провинции.

Здесь есть общежитие, столовая. Выплачивается стипендия – десять динаров (динар – 1,98 рубля). Стипендию ценят, но еще больше ценят то, что в руках, как у нас говорят, будет дело, профессия. Наша задача, как мы ее понимаем, готовить не только рабочих для нужд рождающейся промышленности, но и мастеров, преподавателей, которые смогут потом сами учить своих соотечественников.

Николай Петрович знакомит меня с Хусейном. Выпускник группы электриков стал мастером производственного обучения. Родился и вырос здесь же, в Пятой провинции, в Южной мудирии (каждая провинция делится на несколько мудирий), в Гейль-Бавазир. Братья уже опередили Хусейна. Один стал экономистом с высшим образованием – он учился в Киеве, второй брат занимается в Ленинграде.

Будущие рабочие радостно улыбаются. Жар-птица профессии в руках, я радуюсь за ребят, но радость эта все-таки не полна, не может быть полной, потому что наши новые друзья из Союза молодежи демократического Йемена объяснили мне по дороге в техническое училище:

– Пока мы работаем, так сказать, впрок. Промышленность страны делает только первые шаги, и оттого трудно найти место выпускникам. Но ребята верят в будущее своей страны, и потому мечтают как можно скорее приобрести профессии, стать квалифицированными специалистами...

Наследие колониализма многолико. И совсем непросто разорвать зловещий замкнутый круг: нет рабочих, потому что нет промышленности, а промышленности нет, потому что нет рабочих.

Светлое завтра в наших руках

...Вслед за «Катюшей», песней-приветствием, звучит Гимн демократической молодежи, и строки, вынесенные в название этой главки, кажутся полными особого смысла.

Технический институт Адена создан 26 мая 1973 года на базе технического колледжа. Тогда, в год основания, здесь было пятьсот студентов. Сорок преподавателей, говорят, вполне справлялись с учебными нагрузками. А сегодня...

– Сегодня, – рассказывает мне Самира, будущий строитель, – здесь только девушек-студенток уже более четырехсот. Институт готовит широкий круг специалистов – от инженеров-электротехников до геологов. Тысяча двести студентов, сто двадцать преподавателей, в том числе восемь из вашей страны, – вот наш нынешний размах...

Имя Самира можно перевести на русский и как «смуглая» и как «вечерняя собеседница». Эта смуглая девушка и вправду замечательная собеседница, хотя беседуем мы не вечером, а днем, и сотни студентов прервали лекции и семинары, лабораторные занятия, чтобы приветствовать делегацию Ленинского комсомола.

В институте учатся дети феллахов, дети бедуинов, дети кочевников – «цветные», как презрительно именовали коренных жителей юга Аравийского полуострова колониальные чиновники, служащие нефтяной компании «Бритиш Петролеум Компани», этого государства в государстве, или телеграфной и радиотелеграфной компании «Кейбл энд Уайрлесс», помнящие, знающие наизусть облетевшие весь мир строки Редьярда Киплинга: «За Суэц попасть хочу я: зло с добром в одной цене, десять заповедей силы не имеют в той стране».

И снова улыбается Яхья, склонный к обобщениям: «Кто бы мог подумать, что будут так здесь, в аравийских песках, встречать делегацию ВЛКСМ?»

Третья неделя дружбы советской и йеменской молодежи стала, как заметил секретарь ЦК СМДЙ Риад Аль-Акбари, началом кампании подготовки к XI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване.

Насыщенна и увлекательна, хотя и непроста, нелегка жизнь молодежи демократического Йемена. Напряженные занятия в школах, в институтах, в технических училищах и центрах, подготовка к обороне страны, служба в вооруженных силах, первые добровольные студенческие отряды, работа с пионерами, концерты, переустройство быта на новых началах, решительно невозможное без нового отношения к девушкам, к женщинам, к матерям и сестрам, без полного равноправия женщин, воспитание молодежи на революционных традициях, зарождавшихся в горах Радфана, на славных традициях борьбы за национальную независимость, дополняются работой, направленной на укрепление сотрудничества с социалистическими странами, с прогрессивными силами Арабского Востока и всего мира. Представители СМДЙ принимают живое участие в работе ВФДМ.

В делегации йеменской молодежи, которая направится в Гавану, будет представлено новое поколение юношества, сформировавшееся, выросшее в независимом, свободном, демократическом Йемене.

Будут в этой делегации, как надеется Самира, и девушки.

Встреча в институте близится к концу. Девушки приглашают гостей танцевать.

Обычная встреча, обычный танец – стоит ли вспоминать о них?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены