Записки чекиста Братченко

Игорь Голосовский| опубликовано в номере №732, ноябрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Сбегай на механический завод и в депо. Всех коммунистов с оружием - сюда. Возьми мою машину! - крикнул он вслед выбежавшему парню.

Когда мы остались одни, Петр Андреевич сказал:

- Давай список. Обдумаем, как будем действовать...

В Сонином письме были названы фамилии и адреса шестнадцати организаторов заговора - его «верхушки». Эти люди командовали «пятерками», члены которых не знали друг друга: каждый был непосредственно связан со своим руководителем. Ликвидировав «верхушку», мы оставим организацию без головы. Остальным участникам заговора неизвестны ни час, ни место, ни масштабы выступления. Среди руководителей оказались знакомые и мне и Волошину лица: директор почты Нащокин, бывший редактор меньшевистской газетки Абрамов, депутат Совета бывший «левый» эсер Рашидов.

В кабинет вошел Романюк, мужчина лет тридцати, со скуластым лицом и строгими темными глазами. Волошин коротко объяснил ему, для чего понадобились два взвода.

Явились железнодорожники. Секретарь партийной ячейки депо старый машинист, нахмурившись, выслушал Волошина и вывел отряд на улицу. Вскоре прибыли и рабочие - металлисты.

Романюк послал е полк ординарца с запиской к комиссару. В записке командир полка коротко характеризовал обстановку и приказывал устроить засады на окраинах города.

Было темно, когда мы вышли из ревкома. Я решил идти с группой Волошина, состоявшей из двадцати вооруженных железнодорожников и отделения красноармейцев. Мороз обжигал лицо, от дыхания над нами клубился пар.

... Никто из шестнадцати не ушел. Мы заставали их врасплох, уже одетых, готовых к выступлению. Сопротивления никто не оказал. Заговорщики не ожидали разгрома в самый последний момент. Когда мы ворвались в квартиру к директору почты - это был маленький лысый человек с узенькими глазами, - он прижался к стене и беззвучно, как рыба, открывал и закрывал рот. В печке пылала бумага. Я распахнул раскаленную дверцу, но на решетке уже осталась лишь кучка золы.

- Оружие есть?

- Есть! - покорно ответил хозяин и указал под ноги, где две доски были светлее остальных.

Волошин заглянул в подвал и увидел ящики с винтовками, пулемет...

- Стой! - вдруг закричал железнодорожник, стоявший возле окна, и выстрелил два раза во мрак. Я выскочил во двор. Человеческая фигура метнулась к забору и быстро исчезла в проломе. Выстрелив несколько раз вдогонку беглецу, я вернулся в дом. На лице директора почты мелькнула ехидная улыбка.

- Радуетесь? - обратился я к нему. - Напрасно! Поймаем!

- Желаю успеха! - ответил хозяин. - Должен при этом заметить, что он был для вас нужнее, чем я!

О значении его фразы я узнал гораздо позже...

После руководителей очередь дошла и до остальных участников заговора. Ошеломленные полным провалом организации, командиры «пятерок» вели себя на допросах трусливо и старались свалить вину на других. Довольно быстро нам удалось установить адреса и фамилии всех интересовавших нас лиц. Приехав уже утром в Чека, я посвятил Николаева, Малинина и Лешку в курс дела, приказал им возглавить отряды рабочих и завершить операцию. На свободе еще оставалось около ста участников заговора.

Помощники мои, казалось, нисколько не удивились тому, что я так поздно сообщил им о случившемся. Николаев молча выслушал приказ и вышел. Лешка взял под козырек и горячо ответил:

- Есть! - На пороге обернулся, словно боясь, что я плохо его помял, и добавил: - Будет выполнено!

А Малинин... Он перевел взгляд с меня на Волошина. Лицо его выражало сомнение, подозрительность. Видимо, он пытался угадать, почему мы действовали без него и что за этим кроется... Но словно спохватившись, Егор опустил глаза и произнес:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены