Задор

А Новиков-Прибой| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды Басыгин и Задор возвращались домой после охоты. Когда они подошли к реке, где художник утром оставил лодку, уже смеркалось. Оба чувствовали себя усталыми. Хотелось скорее добраться до шалаша, где находились рыболовные сети, провизия.

Против них, ближе к другому берегу, чуть виднелся небольшой островок. Там они и раньше часто ночевали. Чтобы попасть туда, нужно было пройти на лодке между двух больших отвесных камней. Отстоя друг от друга метров на сто, они высовывались из - под воды на самом глубоком и быстроходном месте. Место это хорошо знал художник.

Берег здесь лежал отлого, усыпанный мелкой галькой. А по ту сторону реки чёрным облаком поднимался крутояр, и с него, придвинувшись вплотную, смотрелась в быстрые воды реки тайга, дикая, жуткая в этот ночной час. Тихий и тёплый сумрак окутал землю. С безоблачного неба ласково струились звёзды.

Басыгин, обращаясь к Задору, сказал:

- Плывём, друг, на остров.

Задор радостно взвизгнул, потёрся у ног хозяина и первым прыгнул в лодку. Вслед за ним вошёл и художник. Он бережно уложил в носу лодки ружьё, дичь, патронташ, а потом, чтобы легче грести, снял с себя блузу и, кстати, сапоги, намявшие ноги. Оставшись в одной рубашке, он оттолкнулся веслом и начал забирать вдоль берега вверх по реке, чтобы потом, когда лодка попадет на стремнину, ее не отнесло ниже острова. Показалось, что он прошёл достаточное расстояние. Басыгин повернул лодку поперёк реки. Чем дальше уходила она от берега, тем быстрее становилось течение. Он сильнее наваливался на вёсла, но лодку относило вниз по реке. В проходе между двух камней вода буйно разбивалась о гранитный выступ. Внезапно сознание Басыгина озарилось страшной мыслью: при таком стремительном течении трудно обойти второй камень. Лодку понесло с головокружительной быстротой. Басыгин крикнул, насколько хватило голоса:

- Держись, Задор!

Лодка разлетелась в щепки. Куда - то полетели, сорвавшись с неба, яркие звёзды. Могучий поток, вздуваясь и дробясь на перевале, ударил человека о гранит, смял его и с рёвом швырнул в глубину. Это произошло с такой быстротой, что некогда было опомниться. Перевёртываясь я крутясь, художник опускался в бездонную яму реки. Мир превратился для него в слепой, шумный водопад. Казалось, не будет конца его падению. А когда бурлящие потоки перестали швырять Басыгина, он смутно понял, что его отнесло от ямы. Он начал выгребать руками, чувствуя, как выносит его на поверхность реки. Он открыл глаза. Сквозь слой воды чернело небо, опустившееся необыкновенно низко, и на нём, дрожа, засверкали огромные капли крови. В тот же миг сразу всё изменилось: темно - синяя высь мерцала далёкими звёздами - он мог уже свободно дышать.

Придя в себя, художник огляделся и не поверил своим глазам: рядом с ним, отфыркиваясь и жалобно повизгивая, плыл Задор.

Нужно было плыть к левому берегу, более отлогому. Басыгин работал руками и ногами неторопливо, зная, что не скоро доберётся до суши. К тому же левое плечо, расшибленное о камень, отзывалось при движении болью. Он часто отдыхал, перевёртываясь на спину, и его вместе с собакой несло течением, несло куда - то в неведомое. Ночь была тиха, и в эту дремотную тишину врывался чей - то, полный отчаяния, голос:

- Спасите!... Погибаю!...

Тайга, подступившая стеной к правому берегу, насмешливо повторяла те же слова, словно кто - то перекликался с человеком. Кто мог помочь утопающему в ночную пору в двадцати километрах от города?

Отдохнув, Басыгин снова поплыл к левому берегу. Но с каждой минутой способность сопротивляться истощалась. Тело стало зябнуть. Ушибленная рука отказывалась работать. Вдали чуть - чуть мерещилась отлогая земля, к которой он приближался невероятно медленно. Так хотелось почувствовать под собою что - нибудь твёрдое. Чтобы не провалиться в податливую массу воды, он ложился на спину, освобождая грудь от тяжести: так легче было дышать. Смотрел в глубину неба, в безмолвную ночь, развесившую над ним мерцающий покров, и спрашивал самого себя: «Неужели так нелепо кончится жизнь?»

В нём поднимался ярый протест. Он оно - . на двигал руками и ногами, закоченевшими от стужи. Вода засасывала его, сдавливала грудную клетку. Тревожно стучало сердце. Он уже предчувствовал, что через несколько минут оно вовсе перестанет биться, как маятник, исчерпавший энергию гирь.

До берега оставалось не более тридцати метров, но тело потеряло гибкость, отяжелело и словно налилось ртутью. Захлебываясь и давясь водою, Басыгин успел только прохрипеть:

- Погибаю, Задор!

Пес, почуяв тревогу в его голосе, торопливо приблизился вплотную к хозяину, а тот, утопая, бессознательно взмахнул рукой и коснулся мокрой шерсти собаки. Качнулось небо, закружились сверкающим роем звёзды. Потом всё погрузилось во мрак, в мёртвую тишину...

3

Из тайги осторожно выбрался маленький и кривой осколок лунного диска. Слабый свет упал на землю, на широкую поверхность реки. От деревьев и пригорков протянулись тени и застыли, словно прислушиваясь к молчанию звёздной ночи.

Басыгин открыл глаза. Он лежал неподвижно на чём - то твёрдом, вытянувшись во весь рост и не ощущая ни холода, ни боли, словно всё тело его одеревенело. Он забыл всё, что с ним произошло. Его голова жила отдельной жизнью, каким - то смутным сознанием, маленькой частичкой не успевшего застыть мозга. Над землёй мерцали звёзды, и они почему - то беспокоили его, внося в сознание тревогу. Всё кругом было знакомо. Всё это он недавно видел, но где? Всякая связь с прошлым оборвалась. Он начал усиленно вспоминать, однако прошло довольно много времени, прежде чем ему удалось добраться до истины. Как это было? Мысль, возбуждаясь, постепенно восстанавливала картину крушения в обратном порядке, начиная с пробуждения на берегу и кончая треском разбившейся о камень лодки. Басыгин почувствовал, что живот его необыкновенно раздут, дышать тяжело, в лёгких клокочет. Рядом слышались тихие всплески воды. Значит, он находится на самом краю берега. Но как он попал сюда?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены